Северный и Южный полюса являются исключениями: они не имеют долготы, так как все меридианы сходятся на полюсах.
Географические координаты Северного полюса — 90 градусов северной широты (90° с. ш.).
Географические координаты Южного полюса — 90 градусов южной широты (90° ю. ш.).
Географические координаты — это широта и долгота, которые определяют местоположение любого объекта на Земле.
Третья координата: высота
Широты и долготы достаточно для обозначения местоположения объекта в двухмерном, плоском пространстве — на карте или глобусе.
В трехмерном пространстве нужна третья координата — высота.
Высота над уровнем моря — координата в трехмерном пространстве, указывающая на уровень объекта относительно уровня моря.
Высота над уровнем моря — это вертикальное расстояние от среднего уровня поверхности моря до верхней точки объекта.
Начальной точкой отсчета в данном случае является уровень моря.
Аналог уровня моря на суше — геоид, поверхность суши, совпадающая по уровню со средним уровнем Мирового океана.
Единица измерения высоты над уровнем моря — метр (м).
Высота объекта, находящаяся над уровнем моря, называется положительной; высота ниже уровня моря считается отрицательной.
Расстояние от уровня моря или земной поверхности вверх и вниз часто используется для описания географического объекта в трехмерном пространстве. Однако высота над уровнем моря не служит координатой.
Форматы записи географических координат
Широта и долгота измеряются в градусах, минутах и секундах.
Координаты Глазго (55 градусов 52 минуты северной широты, 4 градуса 16 минут западной долготы) выглядят так:
Координаты Ростова-на-Дону (47 градусов 13 минут северной широты, 39 градусов 43 минуты восточной долготы) записываются следующим образом:
Существуют и другие форматы записи координат.
Выделяют положительные и отрицательные координаты.
К положительным координатам относятся северная широта и восточная долгота.
К отрицательным — южная широта и западная долгота.
Положительные координаты отмечаются знаком «+», отрицательные — «-».
Для Ростова-на-Дону: +47°13′ +39°43′
Координаты могут обозначаться буквами:
- «N» или «с. ш.» — северная широта;
Урок 12. Географические координаты
Градусная сеть представляет собой систему меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, которая используется для определения географических координат точек на земной поверхности (долгот и широт) или для нанесения объектов на карту по их координатам.
Географические координаты – это широта и долгота, определяющие местоположение точки на земной поверхности.
Географическая широта – это угол, выраженный в градусах, от экватора до параллели, проходящей через данную точку.
Географическая долгота – это угол, выраженный в градусах, от нулевого меридиана до данной точки.
Рекомендуемая и дополнительная литература по теме:
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И., Липкина Е. К., Николина В. В. и др., издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
География – одна из старейших наук, тесно связанная с жизнью человека. Географические термины и названия часто встречаются в текстах песен, названиях компаний и торговых организаций. Послушайте музыкальный фрагмент: какие географические элементы упомянуты в тексте песни?
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
В песне упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.
На уроке мы узнали, зачем нужны географические координаты. Координаты любой точки на земном шаре – её широта и долгота. Зная их, можно найти любой объект на карте и определить его местоположение. Географическая широта – это угол в градусах от экватора до параллели, проходящей через заданную точку. Географическая долгота – угол в градусах от нулевого меридиана до данной точки.
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на восток от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).
Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)
Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)
Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)
Разбор типового контрольного задания:
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте:
1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.
2. Географическая долгота – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
- Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проходящей через точку.
- Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проходящего через точку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правило определения координат: к северу от экватора и к востоку от Гринвичского меридиана. Координаты точки: Х*С.Ш., У*В.Д. К северу от экватора и к западу от Гринвичского меридиана. Координаты точки: Х*С.Ш., У*З.Д. К югу от экватора и к востоку от Гринвичского меридиана. Координаты точки: Х*Ю.Ш., У*В.Д. К югу от экватора и к западу от Гринвичского меридиана. Координаты точки: Х*Ю.Ш., У*З.Д.
Урок-практикум: «Определение географических координат», 5 класс
Практическая работа № 1: Определение по карте протяженности Воронежской области в градусах и километрах. Определение координат различных точек местности.
Укажите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области. Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область.
Определение протяженности области по карте как в градусах, так и в километрах. Определение координат различных точек местности.
Практическая работа: определение протяженности области по карте в градусах и километрах. Определение координат различных точек местности.
Технологическая карта урока по предмету «Математика» для 6 класса на тему: «Определение координат на плоскости»
Урок разработан с использованием специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (демонстрационная презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для глаз»).
Конспект урока по математике для 6 класса по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки на координатной плоскости».
Цели урока: образовательные: повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», продолжение работы по построению точек на координатной плоскости по заданным координатам.
Определение координат географических объектов по карте. Практическая работа для 5 класса (ФГОС)
Определение координат географических объектов по карте. Практическая работа для 5 класса (ФГОС). АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Практическая работа: «Определение координат». 5 класс
Практическая работа включает два задания. Два варианта. Учащиеся используют карты учебника «Полярная звезда».
Практическая работа включает два задания. Два варианта. Учащиеся используют карты учебника «Полярная звезда».