Я, кажется, прогулял школу, что делать? Правда, не ходил всего день, да и есть на то причины… Неужели надо скорее обращаться за справкой? Как решить эту проблему и немного узнать о том, сколько школьник может легально отсутствовать в учебном заведении без необходимых документов.
Можно ли пропускать школу по семейным обстоятельствам?
Казалось бы, родители полностью несут ответственность за свое ребенка: они могут ругать и поощрять, наказывать и водить в школу, либо наоборот, пропускать ее. Но не все так просто и прозрачно, как кажется.
Один из наиболее ярких воспоминаний о школе у 90% людей – это долгие уговоры со стороны матери. Нет, просили не о новом телефоне. Все было гораздо проще: цель – избавиться от школы. Мама долго уговаривается, приходится призывать более покладистого отца, тысячи обещаний, и в конечном итоге оказывается желанная записка, официально освобождающая от всех сложных контрольных.
Самая распространенная причина непосещения – «по семейным обстоятельствам». Что же это за обстоятельства, и можно ли законно пропускать школу по ним?
Соблюдение школьных пропусков регулируется Санитарными правилами — СанПинами. В 2021 году этот документ был обновлен и действует до 2027 года. Некоторые считают это формальностью, в то время как другие соглашаются с важностью этого документа. Основное предназначение СанПинов — регулировать образовательный процесс и предотвращать распространение вирусных заболеваний среди учеников и учителей.
Кроме того, помощником в этом вопросе является закон «Об образовании», хотя ни один из этих документов не дает прямого ответа на вопрос о возможности пропуска школы по семейным обстоятельствам без справки и, если можно, то насколько долго.
Что делать в таком случае?
- Ориентироваться на местные правила.
Иными словами, узнать, сколько законных пропусков разрешено для ученика конкретной школы. Обычно их количество варьируется от 3 до 5 дней.
- Соблюдение 5-дневного срока
Почему именно 5 дней, а не 4 или 6? Этот срок установлен в рекомендательном письме Минздрава от 2020 года (действительное и в 2021 году).
Гражданский кодекс также закрепляет этот принцип, когда отсутствуют разъяснительные документы в учреждении.
Итак, можно пропустить занятия по семейным обстоятельствам, но необходимо уточнить сроки и требуемые документы на месте. Так что если вся семья внезапно получила приглашение на юбилей бабушки в Сочи, а вылет запланирован на рабочий четверг, нет необходимости спешить к педиатру. Лучше подготовьте подарок, соберите чемодан и придумайте пару оригинальных тостов!
Нужен ли медицинский справка в школу за один пропущенный день
И так ученик, с прекрасным настроением пропустив, скажем, вторник, радостно направляется на уроки в среду. Сменщик переодет, куртка сдана в школьный гардероб, он заходит в аудиторию и слышит: “Без предоставления необходимого документа не пущу”.
Что же делать? А главное, законно ли такое требование?
Шаг 1. Попросите разъяснить, на каком основании вас или вашего ребенка не желают допускать на занятия
Шаг 2. Обратитесь к руководству
Нет, сразу же спешить в Министерство с жалобами, конечно, не стоит, но выяснить обстоятельства у заместителя директора или директора является очень правильным решением.
Помните, что прежде чем устраивать разбирательства, нужно проверить, не нарушили ли вы определенные требования. Например, если пропуск вызван болезнью, обязательно предоставьте справку. То же самое относится к случаям с ограничениями в регионах страны или если ученик уехал за границу и вернулся обратно. Кроме того, завтра у вас первый урок математики! Какая Европа…
Однако, если вы не нарушили ни одного условия, отстаивайте свои «законные» пропуски! Ведь родители имеют полное право распоряжаться временем и деятельностью ребенка.
Как официально не ходить в школу
Сколько дней без справки можно пропустить школу
В прошлом позволяли оставаться дома без справки до пяти дней, затем — ни одного. Предлагаем вам рассказать, как правильно пропустить уроки по семейным обстоятельствам в следующем 2025 году.
- Текущая ситуация
- Прошлая практика
- Как подготовить заявление
Учитель отвечает за ученика, даже когда тот отсутствует в школе. Поэтому важно заранее предупредить о пропуске. Источник: shutterstock.com
Сборник дел семейных в вашей электронной почте
Подпишитесь на регулярную рассылку электронной почты и получайте подборки статей о семейных делах и всем, что с ними связано.
Прогулы помогают понять, что действительно интересно ребенку и расставить приоритеты
Ребёнок возвращается из школы, мама интересуется: «Что происходило на уроке?». И он рассказывает о самых увлекательных событиях: «Мне удалось отточить карандаш и сделать оригами-лягушку». Однако, возможно, у него было бы полезнее заниматься чем-то другим? Принуждение может угасить любой интерес, и мы ожидаем, что ребёнок будет испытывать интерес по расписанию просто потому, что в определённое время он приступает к учёбе и правильно раскладывает руки.
Учёные Эдвард Дечи и Ричард Райан из Рочестерского университета провели множество исследований на тему мотивации и собрали их в книге Handbook of Self-determination. Их выводы не новы, но весьма важны: основой внутренней мотивации для обучения и достижения успехов являются три основные потребности – компетентность, автономия и интерактивность с педагогом.
В школе совершенно не поощряется компетентность и чувство уверенности в себе у детей. Это происходит из-за строгой системы оценок и пренебрежения к их усилиям.
Никому не важно, насколько ты старался, какой у тебя прогресс, насколько ты лучше сегодня, чем вчера. Даже отличник не может чувствовать себя свободно, потому что любое отклонение — минус балл. Общение с учителями — на удачу. И самое интересное — это утрата автономии. Никому не нравится быть под контролем. Иногда дети не любят учиться именно потому, что должны выполнять однообразные задания по очереди. В нашей традиционной школе автономия сводится к минимуму: тебе говорят, что учить, когда, как, каким цветом писать, в чем приходить и как правильно поднимать руку, если хочешь сказать что-то.
Когда школьник решает пропустить занятия, он сам определяет, нужны они ему или нет, позволит ли ему это пройти незаметно или нет, сможет ли он все наверстать позже. Поэтому самым легким способом уйти с неважных занятий являются такие предметы, как технология, светская этика, экология.
Если ученик просто ходит на все предметы, потому что они есть в его расписании, то это может означать две вещи: либо он ученик начальной школы и еще не понимает, какой предмет важен, а какой нет, либо он принял прогулы как необходимую злую необходимость и научился делать вид, что уделяет внимание урокам.
Прогулы помогают ребенку делать выбор и учиться самостоятельно (пока он прогуливает).
Просто наличие на уроке не гарантирует, что ребенок внимательно следит за происходящим. Особенно, если происходящее сводится к скучным ответам у доски и однообразному рассказу о различных классах животных. Человек усваивает только то, что вызывает его интерес и то, что он хочет изучить. Если моя дочь посещает занятия месяцами, но не видит никакого смысла в химических формулах, то, вероятно, проблема не в ней, а в качестве преподавания.
Различные новые технологии, такие как перевёрнутый класс (flipped learning), предназначены для того, чтобы исключить роль учителя-вещателя и передать больше практической работы на обязанности ученика. Когда сам выбираешь, сколько источников изучать перед занятием и как удивить товарищей, есть возможность увидеть смысл даже в динамичных играх ланцетников (примитивные морские животные — Прим. ред.). И вообще, цель не сводится к знаниям, которые ученику нужно абсорбировать. Чем больше информации вокруг, тем меньше ясности о том, что именно должны запомнить эти курчавые ребята, которые пойдут работать через 15 лет. Умение учиться самостоятельно, делать выбор, быть слышимым и понимать себя — это ключевые навыки в современном мире. Об этом, например, говорит Андрей Комиссаров, разработчик «Школы инновационной педагогики» и руководитель «НПО Игровое Образование», в своем интервью:
Современные школьники должны обладать важными навыками — умением самостоятельно обучаться и работать с неизвестностью. Они включают такие качества, как системное мышление, адаптивность и умение управлять своими ощущениями и чувствами.
Заметим, что ни слова не сказано о необходимости заучивать наизусть закон Кулона и повторять его по понедельникам. В целом, тот ребенок, который сказал: «Мама, закон Кулона очень давит на меня. Я хотел бы спокойно поразмышлять о нем и не ходить на физику», лучше подготовлен к будущим вызовам. По крайней мере, он доверяет своей маме, старается слушать себя и принимать свои собственные решения.
Прогулы помогают развивать внутреннюю дисциплину ребенка и делают его более самостоятельным
Для того чтобы избежать посещения урока, у детей должна быть серьезная причина: заразное заболевание, температура сорок градусов мороза или появление пришельцев из другой планеты, а еще лучше все эти причины вместе. В противном случае, нарушители обязательной посещаемости должны испытывать стыд и позор, и у них должно быть такое же виноватое выражение лица, как у человека, которого застали за кражей колготок в супермаркете.
Как в одной школе Великобритании удалось полностью победить прогулы
Почему же, в самом деле, нельзя считать причиной для уважения поход в театр на балет, решение сложной программистской задачи или организацию забастовки в столовой? Один из моих друзей во время учебы в колледже пропустил сессию, потому что был увлечен чтением произведений Достоевского и не выходил из библиотеки. И «Братья Карамазовы» помогли ему лучше понять человеческую природу, чем сдача экзаменов. В учебном заведении, конечно, было по-другому, но факт остается фактом: наше внутреннее влечение, которое рано или поздно проявится, играет более серьезную роль, чем навязанные сверху задания. У детей уже заложена любовь к познанию и стремление к поиску, и нам просто нужно немного верить в них.
«Чтобы заинтересовать ребенка в изучении музыки или других областях, необходимо поощрять его волю и сохранить его самостоятельность, чтобы он не стал пассивным и безразличным взрослым. Только тогда мы сможем воспитать людей, которые смогут противостоять стандартам и быть полезными обществу, они будут стремиться к новым знаниям, неуклонно сидеть за скучными столами и безраздельно владеть своим временем. Короче говоря, общество должно опираться на сильных и независимых людей, а не на безвольных конформистов».
Нилл внедрил свободный доступ к урокам в своей школе, потому что он считал, что главное задание родителей и учителей — помочь человеку стать самостоятельной личностью, а не просто следовать расписанию уроков и занятий.
Мы часто сосредоточены на внешней стороне дела: появился ли на занятии или нет, какие оценки получил, где прогресс. И реже задаемся вопросом: каково твое впечатление от учителя? Наткнулись ли на интересные задачи на контрольной работе? Волновал ли тебя этот абзац? Мы стараемся придерживать людей внешней строгостью, потому что опасаемся, что без нее они потеряются, а внутренняя дисциплина так и не разовьется. Что, если расширить границы и позволить нашим не самым глупым детям во Вселенной решать больше, чем они решают сейчас? Вероятно, они не устроят пожар в прихожей и не начнут танцевать голышом на руинах. В любом случае, мы всегда будем рядом.