Статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что ответственность за несохранность груза или упаковки наступает после их принятия и до выдачи получателю. За лицо, уполномоченное забрать свой груз или упаковку, несет бремя перевозчик, если не доказано, что утрата, недостача или повреждение (износ) груза или упаковки произошли вследствие стечения обстоятельств. Не препятствуйте его вывозу.
В то же время данная статья определяет размер ущерба, причиненного при перевозке и покрываемого возмещением.
Так, в случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик обязан возместить ущерб в размере стоимости утраты или недостачи груза или багажа. Он восстанавливает поврежденный груз или багаж в размере стоимости и восстанавливает сданный для перевозки груз или багаж в размере стоимости груза или багажа при его погрузке для перевозки.
Кроме того, перевозчик обязан вместе с возмещением обнаруженного ущерба возвратить отправителю (получателю) плату за передачу, взимаемую за передачу отправителю (получателю) утраченного, потерянного, измененного или поврежденного груза или багажа. Эта сумма включается в стоимость груза.
Прокуратура города Советско-Гаванская 31. 03. 2021.
Адрес: 680000, Россия, Хабаровск ул. Шевченко 6 Тел: +7 (4212) 32-48-38 Тел: +7 (4212) 31-39-65
Компенсация утраченного груза
Моя компания занимается перевозкой грузов. По вине арендованного компанией водителя на отдыхе у водителя была утеряна и угнана часть автомобиля. Парковочное место не сохранилось. Владелец товара требует возмещения ущерба. Законно ли его требование? Может ли компания получить эту сумму с водителя?
Отправитель имеет право потребовать от перевозчика компенсацию за любой ущерб, вызванный потерей груза. Перевозчик может только предвидеть, что груз может быть украден во время транзита. Поэтому необходимо было принять меры, чтобы избежать потери груза. Например, для обеспечения сохранности груза перевозчик мог бы заключить договор с частным охранником или потребовать от водителя оставлять транспортное средство на охраняемой стоянке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность товара или груза. Утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа, причиненные ему или лицу, уполномоченному им на получение багажа, зависят от него, если перевозчик не докажет, что он забрал багаж по обстоятельствам, которые нельзя предотвратить, и его изъятие не является таковым.
Аналогичное правило содержится в ч. 5 ст. 34 Федерального закона №. 259-ФЗ от 11 августа 2007 года «Указ-закон об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте».
Согласно статье 36 Федерального закона «О законе об автомобильном транспорте и городском электрическом транспорте» перевозчики, фрахтователи, отправители, получатели и фрахтователи освобождаются от обязанностей, предусмотренных статьями 34 и 35 настоящего Закона, если полнота их обязанностей заключается в следующем:
(1) Обеспечить соблюдение достоинства,
2) перевозчик, фрахтователь, отправитель, получатель по причинам, не предусмотренным уставом, при временном ограничении или запрещении движения транспортных средств по автомобильной дороге, введенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(3) по иным причинам, не зависящим от перевозчика, устава, отправителя, получателя, получателя или устава.
В соответствии с указанными правовыми нормами ответственность перевозчика презюмируется, если он докажет, что принял меры для надлежащего выполнения своих обязательств по перевозке. Если утрата груза произошла в силу обстоятельств, перевозчик освобождается от ответственности, а ее исключение не контролируется.
Перевозчик (работодатель) не вправе требовать возмещения ущерба, причиненного водителю исключительно в связи с выполнением обязанностей по управлению транспортным средством. Заключение договора о полной материальной ответственности с таким руководителем не обеспечивается перечнем должностей и работ, которые может занимать или выполнять работодатель, а также перечнем работ, которые он может выполнять, что позволяет работникам заключать письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Исполнено. 85.
Если передача выполнена перевозчиком или водителем перевозчика и перевозчик (работодатель) заключил договор о полной материальной ответственности по обязательствам, связанным с должностью перевозчика, то перевозчик (работодатель) вправе требовать возмещения ущерба Связано с потерей груза.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза: права и обязанности
Главная задача производства — более полное удовлетворение потребностей населения в качественной продукции. Однако для решения этой задачи недостаточно произвести такую продукцию, недостаточно, чтобы она была качественной.
Не менее важным для решения этой задачи является безопасная доставка этих товаров к месту назначения.
Обеспечение сохранности груза — одна из важнейших обязанностей перевозчика.
Ненадлежащее исполнение договорных обязательств при перевозке в основном регулируется специальными нормами транспортного права.
Важнейшим из положений, отличающих транспортное право, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортной организации, в то время как гражданское право предусматривает полное возмещение ущерба.
Ответственность авиакомпании за сохранность перевозимых грузов определяется законом (правилами), применимым к соответствующему виду транспорта.
Ответственность авиакомпании за необеспечение сохранности груза подчиняется тем же условиям, что и ответственность за неисполнение обязанности или за аномалии.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность привлечения авиакомпании к ответственности за несохранность переданного груза.
К условиям ответственности перевозчика за несохранность груза относятся: (а) противоправные действия (неисполнение или неисполнение обязательств); — (б) наличие причинной связи между фактами несохранности передаваемого груза и убытками в случае, если убытки выражены.
Основание ответственности перевозчика за несохранность передаваемого груза ни в коем случае не означает, что перевозчик должен нести ответственность в случае утраты или повреждения имущества.
Право является незаконным только в том случае, если перевозчик нарушает норму права и одновременно нарушает соответствующее субъективное право, охраняемое объективным правом.
Транспортные законы, кодексы и транспортные правила определяют обязанности перевозчика.
Невыполнение действий, направленных на обеспечение сохранности груза, а также совершение действий, причиняющих вред грузу, является противоправным деянием, которое при других условиях влечет за собой ответственность.
Ответственность наступает только тогда, когда противоправное деяние окончательно завершено и причинило реальный ущерб.
Ответственность возлагается на перевозчика только при наличии связи между несохранностью груза и противоправным деянием перевозчика (опущено).
Установление причинно-следственной связи между действиями перевозчика и наступившими последствиями на практике обычно не вызывает затруднений. Основываясь на имеющихся доказательствах, Кормовой суд устанавливает, при каких обстоятельствах произошла утрата, повреждение или порча груза — например, нарушение крыши транспортного средства, ненадлежащая загрузка транспортного средства, автомобиля, контейнера отправителем и т. д.
Если произошла утрата, порча или повреждение груза, надлежащее фактическое исполнение обязательства невозможно. Обязанность перевозчика возместить убытки. Термин «убытки» не часто используется в транспортном праве. В Законе о транспорте и статьях Кодекса говорится о возмещении перевозчиком ущерба, причиненного при передаче груза. Другими словами, используется термин «ущерб». .»
Законодатель устанавливает, как именно определяется размер возмещения ущерба в случае полной или частичной утраты груза, а также в случае повреждения или травмы.
Перевозчики на грузовом транспорте обязаны возместить ущерб в следующих размерах: а) за размер утраты груза или недостачи груза — не утраченный или недостающий груз — б) за утрату груза, доставленного по обусловленной стоимости — в) за ухудшение и порчу груза по обусловленной стоимости — в размере, на который эта стоимость уменьшается, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере его стоимости — перевозчик возвращает отправителю (получателю) плату за перевод окончательно утраченного, некомплектного, измененного или поврежденного отправления вместе с возмещением ущерба, причиненного утратой, недостачей или ухудшением (изменением) груза. Эта сумма не включается в стоимость груза.
В случае утраты или недостачи груза во время транзита перевозчик не имеет возможности полностью или частично перенести материальную ценность в пункт назначения. В этих случаях определение размера возмещенного ущерба не вызывает практических затруднений.
Статья 796 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, недостачу груза, утрату, недостачу или порчу (изменение) перевозимого груза, если не докажет, что утрата, недостача, недостача груза, утрата, недостача или порча (изменение) произошли вследствие стечения обстоятельств. Перевозчик не был в них виноват, и их исключение не зависело от него. Иными словами, отсутствует его собственная вина.
Транспортное законодательство, устанавливающее ответственность перевозчика, не исполнившего или исполнившего свою обязанность, основывается исключительно на презумпции вины, а не на факте вины. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим свою обязанность. Возлагая бремя доказывания на перевозчика, транспортное право исходит из того, что при отсутствии доказательств обратного лицо, нарушившее обязанность, несет ответственность. Закон о транспорте воспроизводит это общее правило в отношении бремени доказывания перевозчика. В нем есть фраза «… . если не доказано иное» (ст. 96 УЖТ, ст. 117 ВКЛ, ст. 166 КЗоТ, ст. 118 ВК, ст. 34 УАТ и ГЭТ).
Принцип ответственности за небрежность распространяется не только на перевозчика, но и на его клиентов — грузоотправителей и грузополучателей. Это правило основано на содержании статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит. «ответственность должника», что в данном случае, очевидно, означает солидарную ответственность должника и кредитора. Следует отметить, что Транспортный кодекс и Кодекс не предусматривают солидарной ответственности, хотя практика свидетельствует о необходимости установления такой ответственности.
Законы и транспортное законодательство, предусматривающие основные положения об ответственности транспортных организаций за сохранность грузов в пути, содержат перечень ситуаций, при которых имущественная ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузов не наступает.
Ситуации, в которых исключается ответственность перевозчика за сохранность груза на различных видах транспорта, можно дополнительно разделить на две характерные группы, основанные на распределении бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).
Первая группа предусматривает презумпцию ответственности перевозчика, согласно содержанию этих положений перевозчик обязан доказать, что он не несет ответственности, в противном случае он должен нести ответственность за несохранность груза.
Отметим, что можно выделить наиболее характерные виды транспорта, так как эти ситуации по сути одинаковы для всех видов транспорта.
а) Халатность со стороны отправителя и получателя,
б) специфические физические характеристики перевозимого груза, которые привели к повреждению, ржавчине, внутреннему износу или другим последствиям,
в) дефекты тарифа или упаковки, которые не могли быть распознаны снаружи при приеме груза к перевозке, или использование тарифов, не соответствующих характеристикам груза или установленным стандартам (если это не предусмотрено). Отслеживание повреждения груза в пути следования,
г) сдача груза для перевозки без указания в коносаменте его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности для обеспечения сохранности груза при перевозке или хранении
д) сдача к перевозке грузов, влажность которых превышает установленные нормы.
Вторая возможность предусматривает презумпцию невиновности для перевозчиков. Статья 118 Устава железнодорожного транспорта, статья 118 Кодекса внутреннего плавучего транспорта, статья 168 Закона о торговом транспорте, статья 35 Устава автомобильного транспорта и статья 35 Устава городского транспорта перечисляют обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика. — Обеспечение сохранности груза в пути, когда ответственность за вину перевозчика несет отправитель или получатель при получении груза в пункте назначения.
К таким обстоятельствам относится, например, прибытие груза в пункт назначения в хорошем состоянии за исправным пломбировочным устройством (пломбой), установленным отправителем. Груз считается недоступным во время пути до адреса получателя.
Перевозчик несет ответственность за недостачу груза только в том случае, если доказано обратное. < pan> Вторая ситуация предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. Статья 118 Устава железнодорожного транспорта, статья 118 Кодекса внутреннего плавучего транспорта, статья 168 Закона о торговом транспорте, статья 35 Устава автомобильного транспорта и статья 35 Устава городского транспорта перечисляют обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика. — Обеспечение сохранности груза в пути, когда ответственность за вину перевозчика несет отправитель или получатель при получении груза в пункте назначения.