Действует ли теперь правило «помехи справа» и в каких случаях

Необходимость уступать дорогу справа объясняется автомобилистам еще с первых занятий в автошколе. Когда еще не было белой разметки на дорогах и не все перекрестки сопровождались знаками «уступи дорогу», все водители придерживались этого важного правила. Однако с появлением дорожной инфраструктуры, люди не всегда понимают, в каких случаях оно все еще действительно. Мошенники и обманщики используют это и провоцируют небольшие аварии на парковках или на многополосных дорогах, чтобы потом требовать компенсацию. В связи с этим Верховный суд Российской Федерации вынес несколько решений по дорожным происшествиям за последние годы, определяя, кто и в каких случаях виноват. Что же решили судьи относительно правила «правой руки»?

С правой полосы в левую

Ольга Митева, юрист, являющаяся членом Ассоциации юристов России, оказывает существенную помощь в разборе сложной ситуации.

По информации, опубликованной в издании «Автоньюс», история, ставшая причиной рассмотрения Верховным судом, произошла на дороге в октябре 2019 года. В тот момент, водитель по имени Александр Кучмий, управляя своим минивэном Hyundai Grand Starex, двигался по Большой Дорогомиловской улице. Внезапно, перед ним, с выделенной полосы для общественного транспорта, решил сменить полосу легковой автомобиль Mercedes-Benz. Удивленный появлением легковушки на своем пути, Кучмий не успел среагировать и столкнулся с перестраивающейся машиной.

В соответствии с объяснениями, предоставленными в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых аспектах, возникающих в юридической практике при рассмотрении дел, связанных с нарушениями административного законодательства», при классификации действий водителя в соответствии с пунктом 2 статьи 12.13 или пунктом 3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что первоочередное право на движение в заданном направлении считается преимущественным по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может заставить участников движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 Правил дорожного движения РФ).

Водитель автомобиля, который нарушает ПДД РФ, например, движется по обочине, встречном направлении по односторонней дороге или проезжает перекресток при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика, не обладает преимущественным правом движения. Правило «помеха справа» в данной ситуации не применяется.

Следовательно, в данном случае, другие автомобилисты, например, выезжающие с прилегающей территории или совершающие поворот, не обязаны уступать дорогу.

Из двух полос в одну

В 2015 году в Набережных Челнах, Республика Татарстан, имел место подобный случай, который также стал прецедентным и подвергся рассмотрению Верховным судом. В результате аварии водитель был оштрафован на 500 рублей за то, что не уступил дорогу автомобилю, двигавшемуся справа в попутном направлении при повороте.

Такие случаи на дорогах встречаются очень часто. Оба машины совершали поворот налево. Однако один водитель совершал поворот из крайней левой полосы движения, в то время как другой автомобиль двигался по соседней полосе, расположенной справа.

В результате изменения направления движения, ширина дороги сократилась до одной полосы, и водители, находящиеся в общем потоке автотранспорта, были вынуждены уступать друг другу. К сожалению, двое из них не смогли согласиться на приоритет и произошло столкновение. Последствия этого инцидента привели к возникновению судебного спора.

Вначале инспектора ГИБДД был признан ответственным за дорожно-транспортное происшествие водителем автомобиля, который не предоставил преимущество «помехе справа». Два суда подтвердили это решение. Но Верховный суд его отклонил.

Оказывается, в рассматриваемой ситуации на дороге водитель, который поворачивал из правого ряда, не был приоритетным. Это произошло потому, что согласно требованиям пункта 8.5 ПДД, перед поворотом направо, налево или разворотом водитель должен занять соответствующую позицию на дороге, предназначенную для движения в этом направлении. Правило «правой руки» в данной ситуации не применялось.

Когда пропускать «правых» надо?

Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда все без исключения придерживаются принципа «пропусти помеху справа». Водители используют это основное правило при проезде перекрестков, где дороги равнозначны и отсутствуют знаки приоритета.

Во время одновременной реконструкции многофункциональных автодорог, водители обязаны уступить дорогу тем водителям, которые стремятся перестроиться с правой стороны.

При движении по кольцевой дороге, в случае поворота на нее или с нее, водители обязаны уступать дорогу тем, кто находится справа, поскольку они имеют приоритет.

На автотрассах возможно возникновение множества схожих ситуаций, которые до сих пор требуют соблюдения известного правила «движение справа».

Информация, предоставленная Верховным Судом Российской Федерации, получила широкое распространение в судебной практике, относящейся к рассмотрению административных дел данной данной категории.

Кей: Правило помехи справа — кто должен? Практические рекомендации

Кей: Правило помехи справа — кто должен? Практические рекомендации

Все автолюбители и даже отдельные пешеходы, знакомы с концепцией «помехи справа» на дороге. Тем не менее, каждый истолковывает это правило по-своему. Например, многие считают, что нужно всегда уступать дорогу автомобилям, движущимся справа, независимо от других обстоятельств. Однако это мнение глубоко ошибочно. Что же на самом деле подразумевается под «помехой справа»?

Советуем прочитать:  115 статья УК РФ: основные моменты и ответы на вопросы

Если говорить про правило «помехи справа», то есть две ситуации, в которых оно используется: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где правила не определяют очередность проезда. Фактически, правило «помехи справа» — это не первое, а последнее правило, которое применяется на дороге. Я говорю о последнем в смысле, что оно применяется после других правил, а не о том, что его необходимо не знать.

Важно отметить, что в правилах дорожного движения отсутствует понятие «помеха справа».

Одновременное перестроение

В инструкциях по дорожному движению указывается, что водители должны уступать дорогу при перестроении.

При изменении полосы движения водитель должен уступить дорогу автомобилям, движущимся параллельно без изменения направления движения. В случае одновременного изменения полосы движения несколькими автомобилями, движущимися параллельно, водитель должен уступить дорогу автомобилю, находящемуся справа.

Давайте рассмотрим все по очереди, так как существует множество возможностей для перестроения.

Вам не обязательно уступать автомобилю, который перестраивается с соседней полосы, если вы продолжаете движение по своей полосе. Независимо от того, находится ли автомобиль справа от вас или слева, вы можете решить, делать это или нет. Правило «помехи справа» не применимо.

В случае желания сменить полосу движения, остальные автомобили не проявляют такого же намерения. В таком случае потребуется ожидать, пока автомобили на целевой полосе не уйдут. Правило «препятствие справа» не применяется.

Когда вы меняете полосу и переходите на левую сторону, другой автомобиль также перестраивается на эту полосу. По правилам дорожного движения он должен уступить дорогу, независимо от того, куда он едет. Здесь действует правило «помехи справа». Вам может показаться, что вы в преимуществе, но не стоит сразу же ворваться на левую полосу и радостно восклицать: «Ура! Правило помехи справа действует!» Вместо этого лучше подождать немного и убедиться, что вам действительно уступают дорогу.

4. Если вы перестраиваетесь на правую полосу, а автомобиль на этой полосе также делает перестроение, то по правилу «помехи справа» вы должны уступить дорогу.

Обобщенные правила перестроения

Исходя из всех высказанных ранее идей, можно сформулировать всеобъемлющие принципы преобразования:

Если я не изменяюсь, то не должен уступать никому.

Если я изменяю свое направление на правую сторону, то мне необходимо уступить дорогу каждому.

Если я решаю повернуть налево, то мне должны дать дорогу (возможно, и не дадут) такие же водители, которые также решили повернуть влево в то же время, что и я.

Когда действует правило помеха справа

Когда действует правило помеха справа?

В каких обстоятельствах применимо данное правило? В каких сценариях правило препятствия справа не имеет силы?

Во многих ситуациях на дороге применяется правило «подвздошное препятствие».

Самый первый типичный случай возникает, когда при движении по нерегулируемому перекрестку равнозначных дорог возникают проблемы справа от водителя. Эта проблема может возникнуть как при встрече двух автомобилей, так и при пересечении пути двух трамваев.

Второй сценарий представляет собой пересечение неравнозначных дорог без регулирования, при этом главная дорога имеет изгиб, меняя свое направление. В таком случае, применяется пункт 13.10.

Другими словами, суть состоит в том, что пункт 13.10 связан с пунктом 13.11, а пункт 13.11 подразумевает возможность воздействия справа.

Третий сценарий. Взаимное изменение местами.

Необходимо уникальным образом переформулировать текст, чтобы его перестроение было одновременным и взаимным.

В четвёртом эпизоде представлено содержание пункта 8.9 Правил дорожного движения.

Пункт 8.9 является многофункциональным. Он может использоваться при передвижении по лесу, полю или территории завода, когда траектории движения двух или нескольких автомобилей пересекаются. Правило это применяется в случае, если в данной области разрешен разворот. Кроме того, пункт 8.9 применяется в ситуации, когда один автомобиль поворачивает направо со стороны груди регулировщика (который держит вытянутую вперед правую руку), а другой автомобиль выполняет разворот с левого бока.

В каком случае справа отсутствует препятствие?

Эта ситуация возникает, если приоритет проезда определен правилами, которые исключают возможность препятствия справа.

К примеру, подпункт 13.9:

При наличии на перекрестке дорожных знаков приоритета правило уступи дорогу справа перестает действовать и вступает в силу правило об определении типа дороги: основная или второстепенная.

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Если на перекрестке или во дворе отсутствуют светофоры и знаки, и возникает спорная ситуация, возникает вопрос о том, как поступить.

Изображение: Снимок авторской работы сделанный на ресурсе Autonews.ru

Осмыслим функционирование концепции «препятствие справа», исследуем ее универсальность, а также определим, кому должен уступать водитель в соответствии с этим принципом, и возможны ли исключения из данного правила.

Советуем прочитать:  Назначение инвалидности при сахарном диабете в 2024 году: какие критерии существуют
  • Это — нечто непонятное и загадочное.
  • Механизм функционирования активен в случае своего исполнения.
  • На развилке
  • На территории двора
  • Штрафы
  • Что такое «Помеха справа»

    Водители активно применяют понятие «правило правой руки», которое также называют «помеха справа». Эта концепция является сокращенным изложением пункта 8.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090 (ред. от 31.12.2020 года) «Об установленных Правилах дорожного движения» [1].

    Если траектории движения разных транспортных средств пересекаются и Правила не указывают, кто должен проехать первым, то водитель, к которому другое транспортное средство приближается справа, должен уступить дорогу.

    Если вокруг нет регулировщиков, то необходимо пропускать автомобили, которые оказались справа от вас. Это же правило распространяется и на других водителей: если они находятся слева от вашего автомобиля, то вы имеете преимущество в движении.

    Когда действует правило «Помеха справа»

    Принцип рассматривается как всеобъемлющий, однако его эффективность зависит от конкретной ситуации. Таким образом, для применения этой концепции необходимо исполнять три ключевых условия:

    Водители движутся по одинаковым маршрутам.

    Например, если на перекрестке вы решаете повернуть направо, в то время как автомобиль с противоположной стороны также собирается повернуть направо, то здесь не возникает ситуации конфликта, когда непонятно, кто должен уступить дорогу.

    2. Данная обстановка не контролируется остальными правилами дорожного движения.

    Главным ориентиром для водителя являются дорожные знаки и основные ситуации на дороге. В случае их отсутствия, применяется правило «помеха справа». Примером может служить ситуация, когда вы выезжаете с заправки или с места парковки и одновременно на дорогу выезжает машина напротив вас. При повороте налево эта машина становится «помехой справа», и вы должны уступить ей дорогу.

    Изображение, предоставленное газетой

    Такая ситуация возникает, когда две транспортные единицы перестраиваются одновременно во время движения. Например, автомобиль и мотоцикл движутся по одной дороге, причем мотоцикл находится справа от автомобиля. Оба участника равноправны, но мотоциклист имеет приоритет, поскольку является «помехой справа» для водителя автомобиля, и водитель должен уступить ему дорогу.

    Все участники движения имеют одинаковую значимость.

    В случае отсутствия условий для применения принципа «правой руки», следует придерживаться других правил дорожного движения. В ситуациях, когда один из участников движения уже имеет преимущество, например, когда на перекрестке встречаются машина и трамвай или когда дорогу переходит человек, водитель автомобиля обязан уступить право прохода, независимо от того, с какой стороны они находятся.

    Помеха справа на перекрестке

    Содержание раздела 13 Правил дорожного движения регулирует порядок проезда на перекрестках [2]. Однако, можно использовать принцип «правило правой руки» и в таких ситуациях. Водитель должен уступить дорогу тому, кто находится справа (если у всех участников движения равные возможности). Важным фактором является динамика ситуации: до тех пор, пока не будет ясно, куда поворачивают другие транспортные средства, ваше авто должно быть на равных условиях с ними.

    Несмотря на то, что данное правило кажется очевидным и применимым везде, оно имеет исключения, на которые необходимо обратить внимание.

    Когда правило не действует

    Возможностей ориентироваться на «правую руку» в некоторых строго регламентированных ПДД ситуациях ограничено.

    — в случае конфликта с трамваем, последний всегда имеет первоочередность, например, если вы движетесь по одной улице, а трамвай совершает поворот направо;

    — При въезде на круговую дорогу приоритет на дороге определяется Правилами дорожного движения и неравномерностью позиций.

    Важным аспектом безопасности на дороге является наличие специальных знаков и светофора, которые оговаривают приоритетные правила движения.

    Помеха справа во дворе

    В соответствии с пунктом 17.3 ПДД, водители должны уступать дорогу другим участникам движения при выезде из жилой зоны [3]. Если транспортные средства не имеют особого статуса, следует применять правило «помеха справа». Это означает, что если две машины одновременно выезжают из двора, водитель, находящийся слева, должен уступить дорогу другому автомобилю. При этом необходимо учитывать наличие знаков и светофоров, если они установлены. Правило приоритета движения не зависит от ширины и направления дороги и действует на всех типах дорог, включая узкие улицы, проходящие через жилые массивы спальных районов.

    ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

    ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

    После окончания автошколы некоторые правила не остаются в памяти водителей, однако в рамках проекта «ПДД для опытных» мы вспоминаем эти пункты, которые обычно зубрятся водителями уже после возникновения аварий. В конце статьи предлагается небольшой тест для экспертов.

    Советуем прочитать:  Как узнать по какому ДКП авто был снят с учёта

    Слэнговое название для требования уступить дорогу справа — это правило правой руки. Забавно, что это правило распределено по трем разделам Правил дорожного движения. Суть этого требования заключается в следующем.

    Правило 13.11 действует на перекрестках, где дороги равнозначны, включая случаи, когда главная дорога поворачивает. Однако, есть исключение для перекрестков с круговым движением: здесь первым едет тот, кто уже находится на кольце, даже без знаков приоритета. При этом обязателен знак 4.3 «Круговое движение».

    На многополосных магистралях часто действует правило, согласно которому необходимо уступать дорогу транспорту, движущемуся справа, при одновременном перестроении.

    В случаях, когда возникают неясные ситуации и траектории пересекаются, применяется правило 8.9. Оно имеет значение, например, при движении на парковках или одновременном повороте на траектории с различной крутизной.

    Часто нарушают требование уступить дорогу справа, причем не всегда это делается с намерением навредить.

    В данном видео привлекает внимание правильная и четкая речь, а также обоснованная точка зрения владельца видеорегистратора Region 52/Youtube.

    Примерен случай: вы движетесь вдоль жилого комплекса, приближаетесь к перекрестку дорог, и справа появляется автомобиль. Необходимо отдать ему дорогу? Если территория справа представляет собой жилую зону или другую прилегающую территорию (например, парковку), правило «правой руки» для вас не действует — уступает тот, кто выезжает. Однако, если он находится на равной по значимости дороге, которая во всех градостроительных документах считается улицей, в отсутствие приоритетных знаков, вы должны уступить.

    В ситуации, которая описывается, возникает значительная сложность в определении, кто должен уступить дорогу. Приходится сталкиваться с ситуацией, когда правая сторона дороги может быть использована как обычная проезжая часть, а может служить выездом с рынка, особенно в случае, если владелец автомобиля, зарегистрированного на право передвижения по дорогам, настаивает на своих привилегиях.

    На иллюстрациях, включенных в автошкольные билеты, отражены жилые районы и прилегающие территории с четкими обозначениями. Однако в реальной жизни не всегда легко предугадать, является ли дорога дворовым проездом или настоящей улицей. Эта задача становится еще сложнее зимой, когда автомобили могут проезжать по снегу прямо через газон.

    На парковках супермаркетов водители часто считают себя ведущей машиной, движущейся прямо, и считают, что должны уступать тем, кто выезжает из боковых улочек. Однако на самом деле территория парковки обычно является «равноправной», поэтому при перекрестке траекторий действует правило 8.9.

    Сокращение проезжей части дороги может приводить к пересечениям траекторий. Если такие сужения явно обозначены знаками и разметкой, то проблем нет – мы знаем, где заканчивается полоса разгона и уступаем тем, кто движется по главной дороге. Однако, если сужение не обозначено, то возникает неоднозначность. Согласно правилам, при равноправии движения на дороге, уступать должны водители, находящиеся в левых полосах. Это правило может быть непонятным и оскорбительным для многих, поэтому они стараются принудительно вытолкнуть других водителей в обочину, хотя правильно с существенной точки зрения он прав на дороге.

    В идеальной обстановке, в которой выезды из жилых зон и смежных территорий отмечены знаками и разметкой всегда видимы, применение правила правой руки не вызывает проблем. Однако в реальном мире часто возникает неопределенность, особенно у водителей, которым требуется принять решение в ограниченное время. Кроме того, привычки играют большую роль: например, интуитивно кажется, что на перекрестках в форме буквы «Т» приоритет имеют те, кто движется прямо, хотя это не всегда так.

    Запомните следующее: когда вы приближаетесь к перекрестку без дорожных знаков, разметки или явных указаний о том, кто должен уступить дорогу, будьте готовы уступить приоритет транспортным средствам, приближающимся справа. Также помните, что если у вас есть препятствие слева и вы уверены в своем преимуществе, оппонент может по-другому воспринимать ситуацию.

    при наличии любого из трех указанных факторов происходили аварии, в которых ситуация менялась в неожиданном ключе. История знает случаи, когда…спустя три года произошли изменения в решенииСудебные разбирательства с страховой компанией показали, что пересечение было несимметричным, хотя изначально одному из водителей было предъявлено обвинение в нарушении пункта 8.9 ПДД.

    Итак, перед вами предстоит небольшой экзамен.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector