Любые структуры, созданные для управления государством или его отдельными частями, выполняют функцию публичной власти. Они устанавливают определенный порядок на подконтрольной территории, выполняют социальные функции и решают другие государственные задачи.
Для выполнения этих задач необходима также хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Особенности выполняемых функций и участие властных структур в гражданско-правовом обороте требуют выделения их в отдельную категорию субъектов правовых отношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики к ним относят:
- государство — Российскую Федерацию;
- отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
- муниципалитеты.
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Однако не все исполнительные органы непосредственно участвуют в гражданско-правовых отношениях.
Например, глава муниципального образования может действовать как самостоятельный субъект, в то время как от имени Президента РФ выступают его управление делами, администрация и т. д.
Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации и учреждения, которые действуют от их имени и по поручению государственных органов.