Начисленные штрафы за коммунальные услуги: можно ли требовать только основную сумму долга?

Правительство приняло нормативный документ, запрещающий коммунальным службам назначать чрезмерные штрафы. Лайф изучил, в какой срок после просрочки оплаты можно не платить неустойку.

Согласно закону, все владельцы или арендаторы жилых и нежилых помещений в РФ обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Оплата должна быть произведена до десятого числа месяца, следующего за расчетным. В случае несвоевременной оплаты появляется задолженность, на которую могут быть начислены штрафы. Для многих россиян это вызывает неудобства, так как день получения зарплаты или пенсии может быть позже, что вызывает опасения по поводу дополнительных оплат.

Штрафы за неоплату ЖКУ начисляются с 31-го дня просрочки и до дня фактической оплаты. Отсчет начинается после крайнего срока уплаты, указанного в едином платёжном документе ЖКУ, как указано в части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Например, если оплатить коммунальные услуги за май до 10 июля, штрафы не начислятся. Если же оплата будет произведена позднее, будет начислена неустойка. Размер штрафов также установлен законом и составляет 1/300 ключевой ставки Центробанка от суммы долга за каждый день просрочки, а начиная с 91-го дня — 1/130 ставки.

В феврале и марте этого года возник неприятный инцидент с начислением штрафов по ключевой ставке ЦБ. В 2021 году ставка была на уровне 4,25%, а в аналогичный период 2022-го она составила 20%. Сейчас Центробанк снизил ставку до 14%, что также немало, ведь закон допускает, что сумма штрафов может превышать сам долг.

Правительство заметило сложившуюся ситуацию и для минимизации потерь граждан издало постановление, согласно которому до конца 2022 года для расчёта штрафов будет применяться фиксированная ставка ЦБ РФ — 9,5%. Такое решение не устроило коммунальные службы.

Советуем прочитать:  Выписка из ЕГРЮЛ

— Многие управляющие компании всё ещё не могут полностью взыскать долги за ЖКУ за 2021 год, когда из-за ранее действовавшего моратория на взыскание штрафов россияне накопили коммунальную задолженность на сумму более 1,4 триллиона рублей. Теперь же у граждан появляются новые долги, и, судя по всему, никакие штрафы их не пугают, — жалуется Наталья, инженер ГБУ «Жилищник».

Не деньгами, так ресурсом

При разбирательствах по поводу задолженности коммунальные службы часто угрожают должникам принудительным взысканием через суд. Однако, по словам адвоката Московской областной коллегии адвокатов Богдана Леськива, в этом году используются и другие методы.

— Теперь управляющие организации (УК), помимо начисления штрафов, ищут способы наказать неплательщиков не только путём взыскания неустойки, — утверждает Леськив. — Обычно при задолженности около трёх месяцев УК направляют требования о погашении долга и всё чаще прибегают к мерам воздействия, таким как отключение соответствующего ресурса задолжнику. Верховный суд подтвердил законность такого способа разбирательств.

Для справки: отключать холодную воду, отопление и канализацию нельзя даже за долги. Прочие услуги могут быть ограничены, но только если долг возник за неоплату именно этих услуг (постановление Верховного суда по делу № 47-АД19-2).

Штрафы за ЖКХ из ниоткуда

Наиболее неприятным моментом в текущей системе взаимоотношений между потребителями и компаниями, предоставляющими коммунальные услуги, является то, что долги по коммунальным платежам могут появляться не только из-за просрочки оплаты. К сожалению, различные доплаты возможны из-за простых ошибок, которые могут быть допущены как плательщиком, так и поставщиком услуг.

Также начисления по повышенному тарифу могут возникнуть из-за просроченной поверки счётчика, и тогда управляющая компания может выставить счёт по нормативу. Очевидно, что в такой ситуации без выяснения всех обстоятельств не обойтись, ведь никто не хочет платить с большой наценкой. Чтобы избежать этого, рекомендуется хотя бы раз в полгода проводить сверку своих платежей. И для этого не обязательно лично посещать управляющую компанию — можно воспользоваться доступными системами ГИС ЖКХ или «Госуслуги». Для быстрого поиска необходимой информации желательно знать номер своего лицевого счёта.

Советуем прочитать:  Как подать жалобу на коллекторов: практическое руководство и советы

Если вы обнаружили, что управляющая компания выставила повышенный счёт, имеет смысл запросить акт сверки платежей и сравнить, по каким тарифам проводилось начисление. Управляющая компания не имеет права отказать в предоставлении этой информации, так как такой запрос предусмотрен статьёй 161 Жилищного кодекса РФ и пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ № 354).

Правила расчёта неустойки

Во-первых, пени за просрочку платежей по жилищным и коммунальным услугам могут быть начислены не ранее чем на 31-й день просрочки, то есть фактически со второго месяца после того, за который следовало произвести оплату.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector