Каждая из форм межбюджетных трансфертов предусматривает передачу средств из одного бюджета в другой для различных целей.
Субсидии могут поступать из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, а также из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований для софинансирования исполнения расходных обязательств, связанных с выполнением полномочий, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления.
Согласно федеральному закону от 02.08.2019 № 307-ФЗ, в Бюджетный кодекс РФ добавлена ст. 183.3, которая предусматривает возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.
Порядок предоставления таких субсидий определяется законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, предоставляющего субсидию.
Субсидии предоставляются на основании соглашения.
Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенции. Подобно субсидиям, они имеют целевой характер, но используются для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при исполнении переданных полномочий Российской Федерации; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъектов РФ, переданных федеральным органам исполнительной власти; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации или субъектов РФ, переданных органам местного самоуправления.
Субвенции предоставляются на основании федерального закона или закона субъекта РФ. Порядок предоставления субвенций из местных бюджетов регулируется ст. 133, 140 и 142 Бюджетного кодекса РФ.
Дотация является формой межбюджетного трансферта, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без определения направлений его использования.
Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а дотации муниципальным образованиям – для выравнивания бюджетной обеспеченности, поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и других целей.
В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органов государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органов государственной власти или местного самоуправления, передавших полномочия, юридическая природа дотаций основывается на следующих нормах.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П указал, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не являются изолированными – они составляют часть финансовой системы Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, которые закрепляют принцип равномерного развития публично-правовых образований, можно заключить, что недостаток собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования требует бюджетного регулирования для обеспечения сбалансированности регионального или местного бюджета. Это, в частности, осуществляется через финансовую помощь из бюджета другого уровня.
Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ обязательства вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективное использование бюджетных средств, вышестоящий бюджет обязан предоставить финансовую поддержку в виде дотаций в случае недостаточности собственных доходов нижестоящего бюджета.
Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты. По сути, они схожи с субсидиями, но могут быть предоставлены для софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (в отличие от субсидий, которые предоставляются на условиях долевого финансирования).
Кроме того, в отличие от субсидий, основания для предоставления иных межбюджетных трансфертов шире. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъектов РФ. Они также предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований из резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ; а также в других случаях, установленных законом.
Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований.
За нарушение порядка или условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение», выпуск № 07 (213), дата выхода — 20.07.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Бюджет для граждан
Получите общее представление о бюджете! Ознакомьтесь с брошюрой «Бюджет для граждан» и не только.
Введение в бюджет
Общая информация о бюджете и бюджетном процессе.
Проекты решений о бюджете
Здесь собраны наглядные проекты главного бюджетного документа района. Есть на что посмотреть.
Инициативные проекты
Решения о бюджете
Решения о бюджете и сопутствующая информация.
Местные инициативы
Сведения о реализации проектов местных инициатив в пределах района
Отчеты о выполнении бюджета
Ежеквартальные отчеты по выполнению бюджета района дают полное представление о процессе исполнения бюджета
Бюджетный словарь
Иногда нелегко понять значение сложных терминов и определений. Этот раздел поможет разобраться
Доходы/Расходы
Сведения о поступлении средств и расходовании бюджета
ЕПБС «Электронный бюджет»
Информация, представленная на
едином портале бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N 64-Г03-3
Заявление о признании недействующими с момента принятия пункта 4 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2002 года N 382 «Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год» удовлетворено, так как оспариваемые нормы областного закона противоречат федеральному бюджетному законодательству. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в отличие от бюджетных ссуд, дотации, субсидии и субвенции предоставляются безвозмездно и безвозвратно, что закреплено в п. п. 3 и 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, установивших порядок предоставления и расчет финансовой помощи для выравнивания уровня социально-экономического развития, а также субвенций для финансирования целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации только законом.
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» БК РФ
(ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения») Анализируя ст. 6 БК РФ, суд пришел к выводу, что дотации, в отличие от субвенций и субсидий, являются нецелевым видом финансовой помощи, поэтому при предоставлении дотаций бюджету другого уровня цели их использования не могут быть указаны, как правильно отметил суд нижестоящей инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление и развитие правового регулирования принципа прозрачности (открытости) межбюджетных отношений в России
(Кожушко С.В.)
(«Финансовое право», 2020, N 7) В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали выделяться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), значительно позже — во времена существования СССР. Тогда самостоятельность бюджетов была больше, чем в предыдущие периоды развития отечественной истории. Однако недостаточная доходная база не позволяла отдельным бюджетам эффективно выполнять возложенные на них задачи. В таких условиях возросла роль предоставления из государственного бюджета СССР межбюджетных трансфертов для выравнивания финансовой обеспеченности всех остальных бюджетов.
Статья: Муниципальный правотворческий процесс в Российской Федерации: проблемы и основные особенности
(Румянцев М.Б.)
(«Государственная власть и местное самоуправление», 2019, N 3) Поскольку уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований значительно варьируется, государство стремится выравнивать его, учитывая реальные потребности каждого из них, с помощью бюджетной политики, разрабатывая нормативные решения в бюджетной сфере. Например, недостающие финансовые средства для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов поступают в виде дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, формируемых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303
«Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда» 1.5. Владелец жилищного фонда (или назначенная им организация) предоставляет хозяйствующему субъекту (подрядчику) право на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, вне зависимости от его организационно-правовой формы. Однако, учитывая важность этих услуг, оставляет за собой право контролировать ценообразование (формирование тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования ограничены, и таким образом, цена (тариф) может дополняться финансовыми инструментами, такими как дотации и льготы для хозяйствующих субъектов (подрядчиков) и субсидии для потребителей.
Приказ Минсельхоза РФ от 27.04.2011 N 110
«Об утверждении отраслевой целевой программы «Развитие клеточного разведения соболей (соболеводства) в Российской Федерации на 2011 — 2013 гг. и на период до 2021 г.» За последние пять лет, с 2005 г., общее количество маточного поголовья соболей увеличилось на 34,8%. В значительной мере этому способствовала государственная поддержка соболеводства, выраженная в увеличении объёмов субсидий на содержание племенного маточного поголовья соболей, которая была увеличена в три раза по сравнению с другими видами пушных зверей.
Для чего выдаются дотации: цели
С юридической точки зрения, любые дотации выделяются с целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов, то есть для обеспечения равенства всех граждан. Есть несколько ключевых целей выделения дотаций на разных уровнях:
- погашение долгов получателем. Например, когда нагрузка по обеспечению кредитов у региона слишком велика, часть долгов может быть погашена с помощью дотаций, что снижает нагрузку на бюджет и позволяет субъекту Федерации выполнять свои обязательства по обеспечению прав граждан;
- предотвращение банкротства. Такие дотации, как правило, предоставляются государственно значимым предприятиям. Например, если компания обеспечивает какой-то регион социально важными продуктами, но оказалась в долгах, ей могут выделить безвозмездные дотации для финансовой поддержки;
- сдерживание цен. Обычно это касается социально значимых категорий товаров. Из бюджета выделяются средства конкретным предприятиям, которые в свою очередь поддерживают цены на уровне себестоимости или ниже;
- поддержка производственных отраслей. Дотации выделяются социально значимым отраслям. Например, в 2025 году на поддержку сельскохозяйственного производства планировалось выделить более ₽26 млрд;
- поддержка малообеспеченных слоев населения. Это косвенные дотации, при которых средства направляются не напрямую населению, а организациям, способным предоставить льготы или другую помощь нуждающимся. Например, перераспределить дотации в виде льгот или субсидий в сфере ЖКХ.
Виды и примеры дотаций
Разбираем, какие бывают дотации в широком смысле этого термина.
Дотации регионам
Правильное название такой поддержки — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Проще говоря, часть регионов получает невозвратную поддержку из федерального бюджета, чтобы их расходы не слишком сильно превышали доходы и региону не приходилось брать кредиты с риском стать банкротом.
Дотации предприятиям
Поддержка предприятий, аналогично поддержке населения, осуществляется косвенными дотациями. Сначала регионы получают дотации, а затем создают программы, направляя деньги на конкретные цели в виде льгот или субсидий. Однако в обиходе дотациями часто называют любые формы поддержки, которые можно получить из бюджета.
Например, в 2025 году туристическая отрасль получила дотации – 44 региона получили 3,1 млрд рублей на развитие туристической инфраструктуры, включая создание и улучшение пляжей и национальных туристических маршрутов.
Другой пример – гранты от региональных властей на поддержку социального предпринимательства. Условия зависят от региона, обычно это грант до 1 млн рублей (например, в Волгоградской области можно получить до 500 тыс. рублей). Также можно получить деньги на проекты в области животноводства, переработки, рыбоводства, сыроделия, виноделия, пчеловодства и плодоводства – до 10 млн рублей на одно предприятие.
Дотации гражданам
Дотации гражданам обычно означают финансовую помощь от организаций, например, когда в трудовом договоре предусмотрена возможность выделения денег на проезд или материальная помощь в трудной жизненной ситуации.
В других случаях государственную поддержку называть дотациями не совсем правильно – это могут быть льготы или субсидии (в денежном или материальном виде), но не дотации. Однако в обиходе термином «дотации» обозначают помощь из федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Распространенные меры поддержки включают:
- оплату лекарств и квоты на лечение в государственных и частных учреждениях;
- транспортную поддержку, например, возможность покупки льготного проездного, когда разницу между льготной и фактической ценой компенсируют из бюджета;
- оплату питания, например, в образовательных учреждениях, где дети могут бесплатно пообедать. Деньги на это выделяются, как правило, из бюджета региона.
Что это такое
Дотации – это деньги, выделяемые государством или организацией из своего бюджета для помощи нуждающемуся региону страны, предприятию или гражданину. В основном они предназначены для выплаты долгов получателя или улучшения его финансового положения.
Дотации предприятиям выплачиваются для поддержки экономически и социально значимых сфер. В случае выплат гражданам чаще используется термин «субсидия».
Факт дня: В средневековой Англии деньги хранили в посуде под названием pygg, что звучит как pig (свинья). Поэтому большинство копилок имеют форму свиньи.
Гражданам
Чтобы получать определенные дотации, необходимо реально нуждаться в деньгах. Работающим и обеспеченным гражданам денежная помощь не положена. Необходимо подтверждение финансовой уязвимости, обычно это подтверждается органами соцзащиты, ПФР и другими ведомствами. Деньги могут быть выплачены как из федерального, так и из регионального или муниципального бюджета.
Основная дотация, на которую могут рассчитывать граждане РФ, – помощь в улучшении жилищных условий. Если количество квадратных метров на одного члена семьи меньше нормы, установленной в регионе, можно получить помощь от властей.
Также дотации могут покрывать следующие расходы:
- транспортные расходы;
- организацию обществ ветеранов и инвалидов;
- жилищно-коммунальные платежи;
- лекарства и лечение в государственных учреждениях и другое.
В некоторых регионах определенные группы граждан могут рассчитывать на помощь государства даже при организации похорон близкого родственника или самого гражданина, относящегося к категории льготников.
Поддержку также могут предоставлять работодатели, включая частные компании. В таких случаях нуждающемуся сотруднику могут предоставить транспортную карту, чтобы уменьшить его расходы на проезд до работы, или увеличить зарплату, если у него есть дети или родственники-инвалиды на попечении.
Важно понимать, что невозможно просто прийти в бухгалтерию компании и потребовать материальной помощи. Условия финансовой поддержки должны быть указаны в трудовом договоре при приеме на работу. Если ситуация, когда работник становится нуждающимся, возникает в процессе трудовой деятельности, необходимо составить дополнительное соглашение, или включить соответствующий пункт в коллективный трудовой договор.
Высшие и средние специальные учебные заведения оказывают материальную помощь нуждающимся студентам, обучающимся на бюджетной основе. То есть, поддержку могут предоставлять только государственные образовательные учреждения, и средства поступают из фондов вуза или от государства. На помощь могут рассчитывать инвалиды, сироты и дети из многодетных семей.
Студенты могут рассчитывать на полную поддержку от государства
Организациям
Цель предоставления финансовой помощи организациям и предприятиям – поддержка тех отраслей экономики, которые имеют социальную значимость для Российской Федерации. Например, на помощь в трудной финансовой ситуации могут рассчитывать компании, производящие товары первой необходимости или продукты из потребительской корзины – набор товаров, необходимых для проживания семьи.
Ранее, основываясь на составе корзины, Минтруд рассчитывал прожиточный минимум, но с 2022 года вводится новый принцип определения минимальной суммы. Пока неизвестно, как это повлияет на значение потребительской корзины и изменится ли порядок предоставления финансовой помощи организациям.
С помощью средств из регионального или федерального фонда предприятия могут компенсировать расходы и убытки, понесенные по различным причинам, таким как засуха и неурожай у сельскохозяйственных организаций.
Организации получают трансферты от государства для продолжения своей деятельности
Такая помощь позволяет сохранять рыночную экономику – поддерживая организацию, государство способствует сохранению баланса конкуренции в различных сферах бизнеса. Поскольку сумма дотации обычно невелика, она полезна только предприятиям с низкими доходами и рентабельностью. Крупные организации не могут рассчитывать на помощь из государственных бюджетных фондов, пополняемых за счет налогов граждан.
Регионам
Поддержка от государства предусмотрена законом, в статье 131 Бюджетного кодекса РФ. Существует методика, по которой правительство РФ распределяет средства между нуждающимися регионами. Сумма зависит от размера региона, его экономической самостоятельности, налогового потенциала и уровня ежегодных расходов. Размер выплат для каждого региона рассчитывается ежегодно заново.
Распределение достаточно сложное, но схематично это выглядит так:
Федеральные бюджетные средства (федеральный уровень)
Средства субъекта РФ (региональный уровень)
Средства муниципалитетов (местной власти)
Чаще всего регионы сами инициируют получение федеральной бюджетной помощи, но средства можно получить только на следующий год.
Государство осуществляет денежный трансферт, помогая регионам развивать приоритетные направления, а также проекты экономической и социальной значимости
Через выдачу дотаций регионам государство осуществляет «выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов», что прописано в законе.
Контроль за выполнением такой помощи осуществляется властями регионов, которым необходимо грамотно использовать выделенные средства.
Может ли шопинг быть выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процентов на остаток собственных средств до 17%. И самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!