Виновник аварии не указан в полисе ОСАГО

Согласно законодательству, выезжать на дорогу без оформленного ОСАГО запрещено (регламентируется N-40 ФЗ “Об ОСАГО”). Это правило распространяется на всех водителей — застрахованы должны быть как владельцы автомобилей, так и те, кто получил права и начал управлять машиной.

Закон охватывает гражданскую ответственность, то есть ответственность водителя перед третьими лицами на дороге. Если у виновника ДТП есть ОСАГО, страховое покрытие распространяется на риски в отношении пострадавшей стороны. В противном случае, возмещать убытки потерпевшим придется самостоятельно.

Однако наличие у владельца автомобиля страховки по правилам “автогражданки” не освобождает от ответственности водителей, не указанных в полисе, управляющих этим транспортным средством.

Если у владельца автомобиля уже есть страховка, зачем вписывать в нее других водителей?

Водители, не являющиеся собственниками авто, но управляющие им, должны быть включены в страховку. При этом неважно, находится ли рядом в машине владелец, на которого оформлен ОСАГО, или нет. Чтобы передать управление автомобилем на законных основаниях, необходимо, чтобы водитель был указан в списке лиц, допущенных к вождению конкретного транспортного средства.

Многие ошибочно полагают, что ОСАГО на незарегистрированных в страховке лиц будет действовать так же, как и на собственника полиса. Во-первых, предусмотрен штраф, во-вторых, к виновнику ДТП страховая компания впоследствии применит регрессное требование — платить за причиненный ущерб придется в любом случае.

Владелец авто может выбрать два типа полиса ОСАГО:

  • открытая страховка, которая позволяет любому, кто сядет за руль, управлять транспортным средством законно. Однако у такого типа страховки есть минус — она обычно дороже из-за повышающего коэффициента. Часто ее оформляют владельцы бизнеса по перевозкам, а также в случаях частой смены водителей или когда трудно заранее определить, кто будет управлять автомобилем.
  • закрытая страховка, в которой указаны конкретные водители. В этом случае, при остановке сотрудником ГИБДД или в случае ДТП, риски застрахованного водителя покрыты — ему не грозит ни штраф, ни необходимость компенсации основного ущерба своими силами.

Какое наказание за отсутствие водителя в страховке

Если владелец автомобиля оформил ОСАГО с неограниченным количеством лиц, водителю не нужно беспокоиться — он не нарушает закон, садясь за руль этой машины.

Административный штраф в размере 500 рублей предусмотрен для водителя, не указанного в закрытом типе страховки (регламентируется ст.12.37 КоАП РФ), управляющего автомобилем на момент остановки сотрудником Госавтоинспекции. Если страховка вовсе не оформлена или ее срок действия истек, той же статьей КоАП предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Более серьезные последствия наступают в случае ДТП по вине незастрахованного водителя — об этом расскажем в следующем разделе статьи.

Как вписать себя в полис ОСАГО

Внесением новых данных обычно занимается владелец полиса. Процедура не занимает много времени и не требует большого количества документов. От водителя, которого необходимо включить в страховку, требуются только паспорт РФ и водительское удостоверение.

После этого страхователь обращается в страховую компанию, в которой оформлял ОСАГО ранее. Сделать это можно двумя способами: внести изменения в полис онлайн или посетить офис компании, если полис оформлен стандартно на бланке.

Многие страховые компании предлагают возможность быстро внести новые данные о водителях прямо на сайте:

  • для этого нужно авторизоваться в личном кабинете, выбрать полис и внести изменения;
  • после перерасчета стоимости полиса, оплатить указанную сумму банковской картой. Когда данные по полису обновятся в единой базе РСА и водитель будет официально допущен к управлению, страховщик уведомит об этом страхователя.

Если полис был оформлен в стандартном виде, владелец полиса должен обратиться в офис страховщика, взяв с собой полис и документы на нового водителя. При очном обращении потребуется также заполнить заявление о включении водителя в ОСАГО. Страховщик рассчитает стоимость изменений после включения одного или нескольких водителей. После оплаты разницы через несколько дней (в зависимости от конкретной страховой компании) будет выдан полис с актуальными данными.

Важно отметить: владелец полиса может включить в ограниченную страховку столько водителей, сколько необходимо — ограничений по количеству человек нет. Если на бумажном бланке ОСАГО не хватит места, сотрудник страховой компании решит этот вопрос.

Сколько стоит включить себя в страховку

Дополнительную плату за внесение новых водителей страховые компании не взимают, однако на стоимость полиса влияет базовый тариф компании и коэффициенты, которые рассчитываются для каждого водителя отдельно.

Страховщики используют специальную таблицу коэффициентов, чтобы определить значение, соответствующее данным конкретного водителя. Одними из главных показателей, влияющих на удорожание страховки, являются КБМ (коэффициент бонус-малус), указывающий на аварийность вождения, и КВС (возраст-стаж).

Перерасчет стоимости страховки увеличится, если у водителя есть повышающие коэффициенты. Например, для молодых водителей, недавно получивших права, страховка будет дороже, чем для опытных.

Если водитель долгое время не попадает в аварии, соблюдает правила и не нарушает ПДД, его КБМ снижается. Страховщики оценивают новые риски при добавлении водителей в полис ОСАГО, и надбавка за полис может возникнуть сразу после учета всех факторов.

Советуем прочитать:  Какой самый высокий коэффициент для пенсии можно получить (таблица по годам), каким образом можно получить наибольший ИПК и при какой зарплате можно набрать максимальное количество баллов для расчета пенсии

Что говорит Верховный суд

Сначала разберемся с путаницей в решениях Верховного суда, которые вы упоминаете.

Есть ограниченный перечень случаев, когда страховая компания освобождается от выплаты возмещения:

Однако в 2017 году позиция Верховного суда изменилась. Передача автомобиля водителю, который не указан в полисе, больше не считается обстоятельством, автоматически аннулирующим страховую выплату. Тем не менее, страховая компания имеет право определять в договоре, какие случаи она покрывает, а какие нет. Если страховщик заранее прописал в договоре, что не несет ответственности за аварию, произошедшую по вине водителя, не указанного в полисе, и клиент подписал этот договор, он не получит выплату.

Теперь давайте разберемся, что вы можете предпринять в данной ситуации.

Изучите правила страхования

При оформлении страхового полиса вашего отца должны были ознакомить с правилами страхования. Они могут быть напечатаны на самом полисе, на его обороте или в виде отдельного документа. В последнем случае в полисе должна быть подпись вашего отца о том, что он получил эти правила.

В этих правилах может быть указано примерно следующее: «Не являются страховыми случаями и не покрываются страхованием события, произошедшие в случае передачи застрахованного транспортного средства другому лицу без письменного согласования со страховщиком». Верховный суд признал такую формулировку законной.

Также может быть другая формулировка, например: «Не являются страховыми случаи, произошедшие в результате управления транспортным средством лицом, не имеющим на момент ДТП водительского удостоверения, а также управляющим им без законных оснований: без доверенности на право управления, путевого листа или другого документа». В этом случае клиент не обязан согласовывать со страховой передачу автомобиля, но сам факт передачи должен быть зафиксирован документально, например, посредством доверенности.

Обратитесь в страховую за разъяснениями

Разобраться в правилах страхования может быть сложно. Не стесняйтесь обратиться в страховую компанию за разъяснениями.

Вы упомянули, что страховая компания уже отказала вашему отцу. Был ли отказ оформлен письменно или устно? Если устно, это уже должно вас насторожить. Требуйте письменного мотивированного отказа: для этого ваш отец должен сам обратиться в страховую с заявлением. Зафиксируйте подачу заявления: попросите поставить штамп о получении на вашем экземпляре заявления или отправьте его заказным письмом и сохраните почтовую квитанцию.

В заявлении попросите указать пункт правил, в котором говорится, что ДТП с участием водителя, не указанного в полисе, не является страховым случаем. Если вы не нашли правила страхования, попросите приложить их к ответу и представить доказательства того, что вашего отца с ними ознакомили.

Обратитесь в суд

Если страховая компания не может назвать пункт, подтверждающий, что ваш случай не является страховым, подумайте о подаче иска в суд.

Имейте в виду, что страховая компания может подать иск к виновнику ДТП. То есть если ваш отец взыщет деньги со страховой, она может потребовать эти деньги с вас.

Если же вас признали потерпевшим, страховая компания будет требовать компенсацию своих убытков с водителя, виновного в аварии.

Для подготовки иска рекомендуется обратиться к профессиональному юристу. Мы писали о том, как найти хорошего юриста. Дам еще один совет: на консультации с юристом спросите, на какую судебную практику он будет ссылаться. Если он упомянет обзор Верховного суда 2013 года, значит, он не разбирается в страховых спорах и, вероятно, вам не подойдет.

Расходы на юриста можно взыскать со страховой компании, но если не хотите тратиться, то можете подать иск самостоятельно. Мы писали, как выбрать суд для подачи иска, а также у нас есть статья о том, как составить иск и пошаговая инструкция по его подаче.

Если у вас есть вопросы о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите нам. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в страховку ОСАГО?

Если виновник ДТП не указан в страховке, это не значит, что ОСАГО не действует и компенсацию придётся требовать непосредственно с виновника. Дело не в том, что у вас есть действующий полис, но и у виновного он тоже должен быть на автомобиль. Все нюансы и подробные ответы на вопросы о невписанном водителе и последствиях для него мы рассмотрим в этой статье.

Этот материал предназначен главным образом для пострадавших участников ДТП.

Можно ли обратиться по ОСАГО, если виновник не вписан?

Да. В 2025 году не имеет значения, указан ли водитель в списке допущенных к управлению. Важно, чтобы ответственность владельца автомобиля была застрахована.

Главное, чтобы на автомобиль был оформлен полис ОСАГО, и он был действующим. Тогда пострадавшему положена выплата или направление на ремонт, так как невписанный водитель не является исключением по страховому риску согласно пункту 2 статьи 6 ФЗ «Об ОСАГО».

Следующие условия не имеют значения для получения компенсации:

  • виновник не вписан в страховку ОСАГО,
  • закончился период использования ТС (не путать со сроком действия договора),
  • виновный водитель не имел права управления (включая несовершеннолетних),
  • водитель был в состоянии опьянения.

Куда обращаться: в свою страховую или виновника?

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно, даже если виновник не вписан в ОСАГО.

Условия, при которых потерпевшая сторона может обратиться в свою страховую компанию за возмещением, описаны в статье 14.1 ФЗ-40:

  • пострадали только автомобили (нет пострадавших людей),
  • участников ДТП двое,
  • произошёл прямой контакт между автомобилями,
  • у обоих участников есть действующие полисы ОСАГО.

Последний пункт может вызывать сомнения. Однако, страховки ОСАГО действительно есть у обоих участников ДТП. Один из них просто не вписан в полис, но гражданская ответственность владельца автомобиля всё равно застрахована.

Таким образом, при ДТП с не вписанным виновником вы обязаны обращаться в свою страховую за возмещением по ОСАГО.

Можно ли оформить европротокол?

Да. В таком случае можно оформить европротокол. Невписанный водитель не является препятствием для заполнения извещения.

В статье 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» указаны условия для оформления европротокола:

  1. пострадали только автомобили (нет пострадавших участников),
  2. участников ДТП двое,
  3. произошёл прямой контакт между автомобилями,
  4. у обоих участников есть действующие полисы ОСАГО,
  5. виновник и потерпевший согласны с обстоятельствами ДТП и повреждениями, что отражено в европротоколе.

Какой штраф будет для не вписанного водителя?

500 рублей по части 1 статьи 12.37 КоАП. Это нарушение не предусматривает эвакуации или других дополнительных мер наказания.

Но это не самое серьёзное последствие для виновника.

Регресс от страховой

Отсутствие виновника ДТП в числе вписанных водителей (кроме случая неограниченного полиса) даёт страховщику право регрессного требования к виновнику.

Регресс – это требование возврата всей выплаченной суммы (или потраченной на ремонт повреждённого автомобиля) с виновника ДТП.

Право регресса основывается на подпункте «д» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»:

  • д) указанное лицо не внесено в полис обязательного страхования как допущенное к управлению транспортным средством;

К сожалению, шансы избежать регрессного требования в такой ситуации у виновника крайне малы. Это подтверждается обширной судебной практикой. Рекомендуем также ознакомиться с материалом, образцом расписки об отсутствии претензий при ДТП.

Верховный суд разъяснил порядок возмещения ущерба при ДТП

Если виновник аварии не является владельцем автомобиля, не имеет права управления, и его гражданская ответственность не застрахована, то компенсировать ущерб, причиненный таким водителем, будет обязан собственник машины. Не следует доверять транспортное средство безответственным людям.

Такое мнение высказал Верховный суд. По словам юристов, это давно устоявшаяся практика. Если виновник ДТП — водитель, скрывшийся с места происшествия, не застрахован по ОСАГО и не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо совместную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится поровну, во втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова подала иск к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой — Марина Дьякова — погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск, но, по-видимому, розыск не дал результатов. Поэтому свои претензии дочь погибшей обратила к владельцу автомобиля.

Суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к выводу, что поскольку Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд решил иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова — владелица источника повышенной опасности, автомобиля, заявила, что передала его Мисиру для временного пользования с возможностью последующего выкупа. Однако Мисиру не расплатился за машину, и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Кроме того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем и не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не выяснили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи от автомобиля.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В целом, суды не рассмотрели ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу без страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. В таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля и беспечность его доверенного лица повлияли на создание аварийной ситуации. Это является основанием для распределения доли возмещения морального вреда.

Если ответственность водителя не была застрахована, то компенсировать ущерб придется в том числе собственнику автомобиля.

Сразу после этого интересного решения Верховный Суд вынес постановление по другому делу. К счастью, здесь обошлось без жертв. Повреждена была только машина. Водитель, который пользовался автомобилем по доверенности, не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций решили, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный Суд отметил, что передача собственником автомобиля права управления другому лицу, в том числе ключей и регистрационных документов, подтверждает лишь намерение собственника передать автомобиль в пользование. Это не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника права владения имуществом, а значит, не освобождает его от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный Суд указывал, что если ДТП совершено не собственником автомобиля, то ответственность лежит не на нем. Однако в последнее время судебная практика изменилась.

— Верховный Суд РФ на протяжении длительного времени придерживается позиции, что если водитель, виновный в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность за возмещение вреда здоровью и материального ущерба возлагается также на собственника транспортного средства. Это происходит, если он не проявил должной заботливости и осмотрительности при содержании автомобиля: передал его лицу, которое не имело законных оснований для управления транспортным средством и без соответствующего страхового полиса ОСАГО.

Собственникам транспортных средств при передаче автомобиля в пользование другим лицам следует тщательно проверять наличие у них права управления и страхового полиса ОСАГО. При продаже автомобиля, особенно иностранным гражданам, стоит отказаться от продажи «по доверенности» и оформлять сделку в соответствии с законодательством. Например, при продаже в рассрочку необходимо заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа. После заключения такой сделки следует обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы избежать указанных выше последствий, а также штрафов с камер за нового владельца и уплаты транспортного налога.

Собственникам транспортных средств при передаче автомобиля в пользование другим лицам следует тщательно проверять наличие у них права управления и страхового полиса ОСАГО. При продаже автомобиля, особенно иностранным гражданам, стоит отказаться от продажи «по доверенности» и оформлять сделку в соответствии с законодательством. Например, при продаже в рассрочку необходимо заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа. После заключения такой сделки следует обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы избежать указанных выше последствий, а также штрафов с камер за нового владельца и уплаты транспортного налога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector