Среди учеников бытует мнение, что в спорной ситуации по оценкам учитель должен принимать решение в пользу учеников. Как поступить, если учитель занижает оценку, нарушая права ученика, рассказывает юрист Екатерина Александрова (Instagram — @pravo.details).
Вопрос. Столкнулся со следующей ситуацией: в школе есть приказ, подписанный директором, где указано, что преподаватель должен заполнять электронный дневник. Но сама директор его не заполняет, а оценки выставляет следующим образом.
На предпоследний день учебы учитель поставила множество троек за задания, которые даже не были заданы. Итоговая оценка колеблется между 3 и 4. Поскольку за первый семестр 4, а за второй 3, она хочет поставить мне 3. Насколько это законно?
Ответ. Как защищать права ученика в школе при ведении электронного журнала учителем? Вопрос сложный.
Если права ребенка нарушаются при заполнении электронного дневника (журнала), в частности, по срокам выставления оценок и их количеству, то родителям (законным представителям) следует:
- ознакомиться с уставом и локальными актами образовательной организации, регламентирующими сроки выставления и критерии оценок в «спорной» ситуации;
- написать письменную жалобу директору образовательной организации (даже если директор и есть тот учитель, который выставил «спорные» оценки в сроки, нарушившие нормативные требования) с просьбой пересмотреть оценки, обосновывая это существенными и доказуемыми доводами;
- отправить копию этой жалобы в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (с Положением о комиссии также следует ознакомиться, так как это локальный акт школы);
- если есть сомнения в объективности рассмотрения жалобы в образовательной организации, направить копию жалобы сразу в орган управления образованием, а бездействие директора можно обжаловать в Рособрнадзоре.
Важно помнить, что эффективно будет, если у родителя (законного представителя) в качестве доказательств своих доводов будут:
- онлайн-переписка с учителем (директором школы) в мессенджерах/группах/электронной почте относительно наличия или отсутствия домашних заданий по соответствующему предмету,
- скриншоты страниц электронного дневника по дням, где можно проследить, что оценки выставлялись единовременно, а не в установленные сроки.
Для обозначения юридической базы приведу соответствующие положения нормативно-правовых актов, на которых основаны эти рекомендации.
Во-первых, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в РФ» в статье 44 (п. 4 ч. 3) гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с оценками успеваемости своих детей.
«Все сели, тишина, Петров не вертится!»: 4 учительские фразы, которые мешают детям учиться
Во-вторых, распоряжение правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р в пунктах 4, 28, 60 обязывает образовательное учреждение предоставлять в электронной форме информацию о текущей успеваемости учащегося, вести дневник и журнал успеваемости.
В-третьих, разделом 2 письма Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» установлены общие правила ведения учета электронных дневников (журналов):
- информация о занятии и об отсутствующих должна вноситься по факту в день проведения занятия;
- информация о домашнем задании должна вноситься в день проведения занятия, не позднее чем через час после окончания всех занятий данного дня;
- рекомендуется заранее размещать задания, чтобы у обучающихся была возможность планировать свое время;
- результаты оценивания выполненных работ должны выставляться не позднее одной недели со дня их проведения в соответствии с принятыми в образовательной организации правилами оценки работ.
Согласно пунктам 2 и 3 приложения 5 к указанному письму Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07:
1. Желательно периодически уведомлять студентов и их родителей (или законных представителей) о прогнозируемых успехах студентов за отчетный период (четверть, триместр, полугодие и т.д.).
2. Информация о финальной оценке и конкурсах (экзаменах) должна быть доступна студентам и их родителям (или законным представителям) не позднее чем через сутки после получения результатов.
В-третьих, следует учесть, что существует руководство по организации региональных мероприятий по уменьшению или отмене отчетности преподавателей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-664/08, Общероссийского профсоюза образования № 269 от 16.05.2016), в котором указывается, что необходимо «обеспечить установление сроков выставления преподавателями оценок успеваемости, соответствующих их выполнению (например, при обучении по начальной школе — в течение трех календарных дней, а при обучении по средней школе — в течение семи календарных дней, но не позже даты проведения промежуточной аттестации студентов)».
Это также включает время на проверку письменных работ и возможные технические сбои при подключении к интернету или в работе системы учета успеваемости студентов.
«Двойка — это просто одна из оценок, а не проявление насилия»
В-четвертых, согласно статье 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение действует на основе своего устава, утвержденного в установленном законом порядке.
На основе устава образовательного учреждения должны быть разработаны дополнительные внутренние документы, определяющие условия выставления оценок (например, Положение о системе оценок, Положение о порядке и периодичности текущего контроля успеваемости, Положение о промежуточной и итоговой аттестации), в которых должны быть определены конкретные сроки внесения информации в электронный журнал (дневник) и критерии оценивания студентов.
В-пятых, в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних студентов вправе: