Контрактная система в сфере поставок товаров, проектов и услуг для обеспечения государственных нужд и нужд органов местного самоуправления — это совокупность уполномоченных участников и совершаемых ими действий, направленных на обеспечение государственных нужд и нужд органов местного самоуправления.
Поставка товаров, проектов и услуг для обеспечения государственных нужд или нужд органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом №. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд органов местного самоуправления» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ).
При этом действующее законодательство запрещает совершать действия, приводящие к снижению конкуренции, в частности действия, приводящие к необоснованному ограничению количества участников государственных закупок. Поставка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего Положения. Федеральным законом № 93 44-ФЗ, и по общему правилу такой рынок может быть создан на сумму, не превышающую 600 000 рублей.
В то же время для ограничения конкуренции и выбора конкретных поставщиков участники контрактов используют методы «обхода» конкурентной борьбы, такие как «разделительные комиссии». Для «разделительной комиссии» характерны идентичность цели контракта, заключение контракта после истечения срока действия предыдущего контракта, единая цель контракта, оплата работ, выполняемых за счет одного бюджета, разделение Сумма контракта (договора) на различные части показывает предполагаемое распределение стоимости единого заказа на множество мелких контрактов, чтобы дать формальную возможность проведения неконкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.
При определении способов и условий определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе «вне рынка», руководство несет ответственность за ненарушение требований конвенционной системы в сфере закупок, ст. 7.29 Федерального закона РФ «Об административных правонарушениях». Предусмотрена санкция в виде штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.
Прокуратура Пермского края
Об административной ответственности за ограничение конкуренции между участниками контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Контрактная система в сфере поставок товаров, проектов и услуг для обеспечения государственных нужд и нужд органов местного самоуправления — это совокупность уполномоченных участников и совершаемых ими действий, направленных на обеспечение государственных нужд и нужд органов местного самоуправления.
Поставка товаров, проектов и услуг для обеспечения государственных нужд или нужд органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом №. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд органов местного самоуправления» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ).
При этом действующее законодательство запрещает совершать действия, приводящие к снижению конкуренции, в частности действия, приводящие к необоснованному ограничению количества участников государственных закупок. Поставка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего Положения. Федеральным законом № 93 44-ФЗ, и по общему правилу такой рынок может быть создан на сумму, не превышающую 600 000 рублей.
В то же время для ограничения конкуренции и выбора конкретных поставщиков участники контрактов используют методы «обхода» конкурентной борьбы, такие как «разделительные комиссии». Для «разделительной комиссии» характерны идентичность цели контракта, заключение контракта после истечения срока действия предыдущего контракта, единая цель контракта, оплата работ, выполняемых за счет одного бюджета, разделение Сумма контракта (договора) на различные части показывает предполагаемое распределение стоимости единого заказа на множество мелких контрактов, чтобы дать формальную возможность проведения неконкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.
При определении способов и условий определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе «вне рынка», руководство несет ответственность за ненарушение требований конвенционной системы в сфере закупок, ст. 7.29 Федерального закона РФ «Об административных правонарушениях». Предусмотрена санкция в виде штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.
Ограничение конкуренции по 44 ФЗ
Свободная конкуренция законодательно гарантирована статьей 8 44-ФЗ. В контракте могут участвовать организации, которые соответствуют условиям, указанным в конкурсной документации, по принципу равенства организаций, использующих бюджетные средства. Основным принципом является принцип добросовестности, который позволяет осуществлять закупки товаров на наиболее привлекательных условиях.
Заказчики имеют возможность определять условия контракта и ограничивать конкуренцию в ходе конкурсного процесса.
— Устанавливает границы товаров или услуг, которые должны быть выполнены небольшим количеством потенциальных предложений,
— Предоставляет информацию с множеством вариаций, которые могут быть интерпретированы участниками.
Поэтому завышенная цена на товары уменьшает количество потенциальных участников и фактически приводит к заключению контракта с единственным поставщиком. Неоднозначные положения в технической документации (например, неразборчивые планы, неполные технические требования) ограничивают количество участников контракта.
В принципе, в таких случаях можно говорить о наличии соглашения между заказчиком и исполнителем: картельная кооптация effecia или полная координация действий заказчика и конкретных поставщиков.
2 Признаки ограничения конкуренции 44-ФЗ
Отсутствие здоровой конкуренции может привести к негативным предложениям. Это проявляется в преднамеренном соглашении сторон, подающих предложение: соглашение против конкуренции и картелей. Организация тендера, влияющая на его результаты, рассматривается как ограничение участников тендерного процесса.
135-ФЗ п. 17 Статья 4 определяет основные признаки ограничения конкуренции в конкурентной борьбе, применимые к сфере действия 44-ФЗ.
Ограничение свободной конкуренции является нарушением закона.
3 Ответственность за нарушение конкуренции по 44-ФЗ
К нарушителям законной конкуренции применяются меры административного воздействия, основанные на свободе действий участника в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ.
На сотрудника, совершившего правонарушение, налагается штраф в размере 50 000 рублей, а в случае повторного совершения правонарушения — отстранение от участия в конкурсе на срок до трех лет. Если установлено наличие ограничительного соглашения, применяется статья 14.32 Закона РФ. В случае картельного сговора между участниками торгов штраф составляет 50% от НМЦК сделки (не менее 100 000 рублей).
Ответственность возрастает, если ущерб от сговора превышает 10 млн рублей. Уголовная ответственность наступает, если ущерб превышает 30 000 000 000 рублей, максимальное наказание — шесть лет лишения свободы и штраф до 1 000 000 000 рублей.
Участники торгов, чьи права были нарушены, могут подать жалобу в ФАС в установленный срок.
Экспертную юридическую помощь по подготовке документов для участия в торгах, подаче жалоб в ФАС и другим вопросам, связанным с участием в государственных закупках, можно получить на сайте «База заказов» (bazazakizov. ru/).
Если вы сохраняете полезную информацию или делитесь ею с друзьями, то в рамках акции «Приведи друга» вы можете получить бесплатный доступ к поисковой системе «База заказов».
Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?
Принцип свободной конкуренции является одним из основных принципов законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного и того же рынка товаров или в сфере оказания услуг, выполнения работ.
Правовое регулирование
Вопрос ограничения конкуренции в 44-ФЗ урегулирован недостаточно. Положения статьи 8 44-ФЗ, определяющие принцип конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).
Помимо 44-ФЗ, вопрос ограничения конкуренции также рассматривается в Федеральном законе — 135 от 2006 года «О защите конкуренции». Согласно закону, под ограничением конкуренции между участниками понимаются отношения, в которых влияние одного или нескольких участников таково, что оно оказывает влияние на рыночного оборота.
Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчиков и поставщиков, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картели. Основными признаками закона являются наличие соглашения между сторонами и преднамеренное влияние сторон на результат закупки.
Признаки ограничения конкуренции
В 44-ФЗ не указаны признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в статье 17 статьи 4 135-ФЗ 2006 года. К таким признакам относятся
Выявление этих признаков нарушения конкуренции и правил приводит к аннулированию поставки и заключенного контракта.
Ряд статей 44-ФЗ устанавливает правила, направленные на недопущение ограничений на участие некоторых компаний в госзакупках. Так, согласно части 1 статьи 24 44-ФЗ, заказчики обязаны использовать конкурентные способы определения поставщиков при заключении контрактов.
Согласно статье 33 44-ФЗ, заказчик должен разработать следующие правила, разъясняющие задачи комиссии Пункт 1 части 1 не должен включать характеристики товара, которые могут ограничить количество участников; и 3 предусматривает, что недопустимо указание конкретного производителя в описании объекта поставки (за некоторыми исключениями) или указание производителя без указания сходства. Статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, возможностям, трудовым и финансовым ресурсам подрядчика.
В процессе подачи заявки на участие в конкурсе недопустимы действия, которые могут привести к ограничению конкуренции в соответствии с частью 17 статьи 17 ФЗ-135. Существуют также иные действия, ограничивающие количество участников, но не включенные в ст. 17 своего 135-ФЗ.
Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
Согласно части второй статьи 8 44-ФЗ, конкуренция в сфере госзакупок должна основываться на принципах добросовестной и свободной конкуренции по ценовым и неценовым параметрам, при этом недобросовестным заказчикам прямо запрещается ограничивать количество участников. Участникам должны быть предложены равные условия участия в заключении контракта.
На основании анализа судебной практики по жалобам на ограничение конкуренции можно сделать вывод, что заказчикам следует принять следующие меры для обеспечения добросовестной конкуренции
Выявление принципа эквивалентности товаров от разных производителей может сыграть роль в контрольных мероприятиях антимонопольного органа в пользу заказчика, что также свидетельствует о том, что закупка была проведена без нарушений. Участникам предоставляются разъяснения по разъяснению закупочной документации и т.д.
Ответственность за ограничение: уголовная и административная
Сам 44-ФЗ не содержит положений об ответственности для заказчиков в случае нарушения принципа свободной конкуренции. Однако в нем есть нормы, отсылающие к положениям административного и уголовного законодательства.
За ограничение конкуренции заказчики могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Административное наказание за нарушение принципа свободной конкуренции предусмотрено статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно этой статье (часть 1), на сотрудника заказчика налагается штраф в размере от 15 000 до 50 000 рублей. При повторном совершении аналогичного правонарушения он будет лишен свободы на срок до трех лет в соответствии с частью 2.
Ответственность за ограничение конкуренции в форме картельного соглашения или сговора предусмотрена статьей 14.32 Закона РФ «Об административных правонарушениях». Такое поведение может повлечь наложение штрафа на участника торгов в размере не менее 100 000 рублей или до 50 % НМЦК.
К заинтересованным лицам может быть применено уголовное наказание, если ущерб, нанесенный государству противоправным деянием, превышает 10 миллионов рублей. Наказание за действия, ограничивающие конкуренцию, предусмотрено статьей 178 Уголовного кодекса. Она предусматривает следующие меры ответственности
Если государству причинен ущерб в особо крупном размере, превышающий 30 млн рублей, наказанием за такое деяние является лишение свободы на срок до шести лет. Кроме того, сотрудник может быть оштрафован на сумму до 1 млн рублей.
Если участнику стало известно, что клиент не соблюдает принципы свободной конкуренции во время работы комиссии, он может подать на него жалобу в ФАС. Законом предусмотрен такой срок для подачи жалобы на поведение заказчика.
Если в результате работы комиссии государственный контракт уже подписан, поставщик обязан сообщить о поведении заказчика в суд.
Жалобы на ограничение конкуренции могут быть поданы в печатном или электронном виде. Заявитель должен лично подписать жалобу. Жалоба должна содержать следующее
В течение двух дней с момента получения жалобы ФАС должна зарегистрировать ее и начать или отклонить рассмотрение по существу. Жалоба может быть отклонена, если она анонимная, если заявитель нарушил срок подачи жалобы или не выполнил законные требования.
У ФАС есть пять дней, чтобы оценить аргументы сторон и вынести свое решение. После рассмотрения жалобы антимонопольная служба может выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.
Таким образом, ограничение конкуренции является серьезным правонарушением в рамках закона о контрактной системе. В то же время 44-ФЗ не содержит четко структурированной схемы этого явления. В связи с этим заказчикам по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями Федерального закона — 135. При обнаружении признаков ограничения конкуренции участник может сообщить о заказчике в ФАС. Подобные правонарушения грозят заказчику административным и уголовным наказанием.
Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ в 2021 году

Некоторые отраслевые нормативные акты содержат прямой запрет на нарушение конкуренции на рынке. Закон № 44-ФЗ от 05. 04. 2013 года его не содержит. Однако и ФАС, и суды пишут о недопустимости необоснованного «разделения» в ходе проверок, жалоб и ревизий.
Закон 44-ФЗ.
Закон 44-ФЗ устанавливает, что выбор заказчиком способа определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей не должен приводить к необоснованному сокращению количества участников комиссии (п. 5 ст. 25). Иными словами, если тендеры включены в общую стоимость TEDI, недопустимо нарушать только расторжение контракта с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 4, ч. 4, 5ч. ст. 93(1) Закона 44-ФЗ.
Ранее Закон 94-ФЗ запрещал закупать у единственного поставщика товары, проекты или услуги с одинаковым наименованием в рамках номенклатурной группы. Такой запрет, с одной стороны, ограничивал злоупотребления со стороны заказчиков, но с другой — не позволял сразу реализовать малые рынки, когда они действительно были нужны.
Законы для защиты конкуренции
Позиция контрпункта Федерации РФ по вопросу раздела рынка (ИА/100041/19 от 14. 11. 19) заключается в том, что закупка одного и того же ТРУ одним поставщиком возможна, но только если эти действия не имеют признаков соглашения о противодействии, т.е. не нарушают положения ст. 16 Закона о защите конкуренции 26.07.06, не нарушает положения ст. 135-ФЗ от 26.07.06. Ограничение доступа иных потенциальных контрагентов на товарный рынок не представляется возможным. Для установления факта нарушения достаточно возможности таких ограничений. Соглашения, направленные против конкуренции, могут быть как письменными, так и устными (ст. 18, § 4 135-ФЗ).
Действительно, Федеральная антимонопольная служба РФ призывает местные надзорные органы не применять формальный подход и оценивать все отдельные случаи нарушения антимонопольного законодательства.

Позиция, сформулированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (Решение от 05. 04. 2011 № 14686/10 № А13-1058/2008), заключается в том, что конкуренция по необходимости может влиять только на конкуренцию. Это связано с тем, что только конкуренция может выявить всех потенциальных контрагентов и лучшие предложения.
Это означает, что, с одной стороны, ФАС поддерживает гибкое регулирование, но в то же время нет четких критериев, когда закупки у одного поставщика считаются разделенными и не вызывают частых разногласий.
Размер ответственности и причины раздельных закупок
Заключение контракта с уникальным поставщиком в результате раздела рынка влечет ответственность как по ст. 14.32 КоАП РФ (Ответственность за заключение договоров с нарушением антимонопольного законодательства), в частности по ст. 4 ст. 7, а также за нарушение законодательства при принятии решения об определении поставщиков (подрядчиков, субподрядчиков), по ст.
Ответственность по § 7.29 возлагается на работников по § 7.29, второй абзац. 7.29 в случаях, когда поставка единственного поставщика является предметом аукциона или конкурса (штраф до 50 000 руб.), и в других случаях по ст. 7.29 (штраф до 30 000 разд. РУБ.).
В соответствии со ст. 14. 32 Закона об административных правонарушениях за заключение договора с нарушением конкуренции может быть привлечен не только сотрудник (штраф по ст. 14. 25 составит от 15 до 30 000 руб.), но и организация — от 1/100 до 5/100 суммы выручки от реализации ТРУ, либо товаров, работ, или услуг, либо сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг составляет более 100 000 рублей.
Если стоимость приобретенных ТРУ превышает 75 % от общей суммы выручки, штраф составляет от 2/1000 до 2/100 выручки от реализации товаров. Это же правило действует в отношении ТРУ, проданных по корректировочным счетам-фактурам.
Помимо административной ответственности, существует также риск того, что договор был заключен с нарушением статьи 16 Закона о конкуренции.
Каковы признаки фрагментации государственных закупок?
На практике был выработан подход, согласно которому о фрагментации могут свидетельствовать следующие признаки
Например, решением 054/01/16-944/2020 Антрополис службы РФ в г. Новосибирске по делу № 12. 10. 2020 г. выявлено 20 событий искусственного разделения рынка при заключении договора на выполнение работ по реконструкции. В данном случае в рамках проекта реконструкции выполнялись разные задачи, хотя каждая из них проходила отдельную комиссию.
В то же время районный суд Ставрополи не нашел признаков административного правонарушения (статья 7.29 КоАП РФ) в поставке работ по замене оконных блоков Фонда помощи детям. Увеличение продолжительности.
При этом региональные антимонопольные органы чаще обосновывают наличие нарушения правил конкуренции при наличии официальных признаков нарушения.
Решением УФАС по УО по делу Ф09-9044/19 А07-32125/2017 по статье 14.32 КоАП РФ ООО «Дорстрой+» признано ответственным за расторжение договора на благоустройство территории района от 01. 01. 01 г. . 2017 и 01. 10. 2016 на общую сумму около 2 000 000 рублей — соответствующая сумма не превышала 100 000 рублей. На это решение повлияло то, что ООО «Дорстрой+» не являлось единственным подрядчиком по таким проектам и имело ограниченные возможности по заключению договоров для других участников рынка.
10 июля 2019 года Верховный суд РФ подтвердил привлечение к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ за расторжение контракта с 19 декабря 2019 года по 22 декабря 2017 года. Компьютеры на тех же условиях, что и люди.
Если ваша статья полезна, она получает ее по следующей шкале «звезд». Здесь пять звезд — это очень полезно.
Мы просто хотим читать интересный контент и ценим ваши комментарии!
Чем опасно дробление закупок для заказчика


У заказчиков часто возникает соблазн разделить весь объем требуемых товаров на несколько отдельных конвенций. Это позволяет избежать противоречивых процессов и быстро провести комитеты, не затрачивая много усилий на подготовку. В этой статье рассказывается о том, что такое разбивка рынка и почему она может быть опасной.
Что говорит закон
Сразу отметим, что термина «разделенная комиссия» нет ни в Законе 44-ФЗ, ни в Законе 223-ФЗ. Обычно понятно, что законодательство о закупках не содержит прямого запрета на это явление.
Однако конкурентная система основана на определенных принципах. В частности, государственные закупки должны быть эффективными и экономичными. Однако если при определении поставщика отсутствует конкурентная процедура, заказчик не получит лучшую цену. Это означает, что вышеупомянутые принципы могут быть нарушены.
С 1 января 2020 года для участия в конкурсах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП необходимо в обязательном порядке зарегистрироваться в Реестре Еруз (Единый реестр государственных заказчиков) на сайте Zakupki. gov. ru. Портал (Единая информационная система).
Единый реестр государственных контрактов в единой информационной системе (ЕИС) оказывает услуги по регистрации.
Разделение крупного заказа на множество мелких заказов считается срывом. А вот что наказывается, так это преднамеренный срыв. Это относится к ситуации, когда клиент знает о потребности в продукте, но нет никаких препятствий для одновременной покупки всего продукта. Вместо этого рынок платит частями.
Выгода для заказчик
Как правило, заказчикам приходится определять подрядчиков с помощью тендеров. Однако этот процесс очень сложен. Он требует включения рынка в план, размещения информации в единой информационной системе и подготовки документации. Кроме того, все это не гарантирует, что процесс сработает и заказчик получит хорошую цену.
В то же время закон позволяет поставщикам осуществлять прямые закупки в небольших объемах. Так, закон 44-ФЗ позволяет заключать контракты с единственными поставщиками на сумму менее 100 000 рублей.
Неудивительно, что заказчику гораздо проще разделить весь объем рынка на места и заключить множество прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ
Например, за фиксированное вознаграждение контрактный управляющий может заключить пять контрактов по 100 000 рублей с одним поставщиком, вместо того чтобы провести конкурентную процедуру на 500 000 рублей.
Признаки дробления
Заранее спланированные отделы можно распознать по различным признакам.
Если регулятор обратит внимание на такие рынки, могут последовать проверки.
Что могут вменить в вину
Подразделение нарушает сразу несколько законов:
Подобные нарушения наказываются денежными штрафами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Например, за снижение конкуренции или неправильный выбор процедур налагается штраф в размере 50 000 рублей.
Определение правомерности дробления
Как проверяющий орган определяет, было ли разделение комиссии искусственным или вызвано объективными причинами? Мы уже назвали наиболее очевидные признаки фиктивного раскола. Однако главное для антимонопольного органа — понять, есть ли причины для разделения поставки на более мелкие участки с самого начала.
Например, клиенту необходимо приобрести дорогостоящую информационную систему. Он решает не конкурировать, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком. Предметами рынка по каждому контракту являются отдельные блоки системы и пакеты программного обеспечения для сотрудников.
Это реальный случай из федеральной антимонопольной практики. Антимонопольные органы пришли к выводу, что у заказчика не было причин делить рынок. Ведь в конечном итоге его целью была не покупка каждого блока в отдельности, а покупка всей ИИС. Заказчик был оштрафован за неправильный порядок определения поставщиков.
Как было сказано выше, дробление не всегда является правонарушением. Бывают случаи, когда разделить комиссию на части необходимо по объективным причинам. Если заказчик считает, что СДОЭ рассмотрела и оштрафовала искусственное разделение поставок там, где его нет, ему следует обратиться в суд.